- Учителю
- Исследовательская работа «Театральная жизнь Саратова»
Исследовательская работа «Театральная жизнь Саратова»
VII Областная научно-практическая конференция
«Литературное краеведение глазами школьников»
Исследовательская работа
«Театральная жизнь Саратова »
Выполнила ученица 8 класса
МОУ СОШ с.Родничок им.В. П. Сергеева
Емельянова Елизавета Александровна
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Емельянова Наталья Анатольевна
Введение
1. Театры города Саратова
1.1 История возникновения общедоступного театра в Саратове
1.1 Академические театры города
2. Городские театры Саратова
2.2 Театры для детей
2.3 Экспериментальные и муниципальные театры Саратова
3. Кинотеатры города Саратова как элементы индустрии досуга
3.1 Кинотеатры: общая информация
Заключение
Библиографический список
Введение
При взгляде на Саратов со стороны может легко возникнуть ощущение, что город - реальная «культурная Столица Поволжья». К примеру, в отношении театров: кроме «больших» академических, есть еще театр кукол «Теремок», театр хоровой музыки, четыре «малых» муниципальных театра, театр русской комедии. Однако при всем желании в числе благополучных можно назвать лишь театр оперы и балета. Новое здание ТЮЗа оставалось до последнего времени «стройкой века», Академдрама готовится к предстоящему юбилею, пытаясь решить множество проблем и перманентно погружаясь в скандалы.
Наиболее безрадостная тема - саратовские муниципальные театры. Когда-то этих их было пять - «Версия», театр «АТХ», театр магии и фокусов «Самокат», Театр пластической драмы и Театр русской комедии. Но последний был переведен в областное подчинение. А «Пластдрама» просто умерла. А в число муниципальных перешел театр «Балаганчик».
Городские театры работают далеко не первый год, но для большинства саратовцев слово «театр» ассоциируется с ТЮЗом, Академдрамой, но никак не с муниципальными театрами. Что же они вообще сейчас собой являют и каково их будущее? Именно поэтому тема развития театрального дела в городе так актуальна.
Кинотеатры - это еще один вид предприятий индустрии досуга, который до недавнего времени не развивался в Саратове. На сегодняшний день в городе с успехом действуют 6 кинотеатров: «Победа», «Пионер», «Иллюминатор», «Дом Кино», «Темп» и «Саратов». Их популярность не вызывает сомнения - новые фильмы, неожиданный репертуар, удобное расположение, комфортные кинозалы, дополнительные услуги, маркетинговые ходы - все эти преимущества данного вида досуга налицо.
Про наши кинозалы пишут в газетах, местных журналах. На саратовском телевидении также нередко показывают репортажи, рекламные ролики, новостные сюжеты о кинотеатрах. Поэтому актуальность этой темы также не подвергается сомнению.
В данной работе объектом исследования является все театры и кинотеатры города.
Предмет изучения - это современное их состояние, перспективы развития.
Цель работы - детально изучить все театры и кинотеатры города как элементы индустрии досуга.
Задачи исследования:
· Анализ истории развития общедоступных театров города
· Описание академических театров Саратова
· Изучение состояния муниципальных театров
· Описание театров для детей
· Исследование городских театров
· Изучение конъюнктуры рынка кинотеатров города
· Описание каждого кинотеатра Саратова
· Сравнительная характеристика кинотеатров нашего города
1. Театры города Саратова
1.1 История возникновения общедоступного театра в Саратове
События двухсотлетней давности, нигде и никем в ту пору подробно не зафиксированные, остаются для нас очень туманными. Пензенский помещик Григорий Васильевич Гладков 22 октября 1803 года в здании на Малой Дворянской улице открыл первый общедоступный театр, где играла труппа его крепостных актеров. Продолжалось это до 1807 года, после чего Гладков переезжает с труппой в Пензу, поближе к родным пенатам. Как после этого использовалось здание театра, неизвестно, однако поземельный налог за него платили, а в 1811 году оно сгорело.
В 1808 году саратовским губернатором становится Алексей Давыдович Панчулидзев, страстный театрал. Он имел свой домашний театр и устраивал представления у себя в доме и на даче (в районе нынешнего парка культуры и отдыха). В 1815 году на Хлебной площади (неподалеку от того места, где сегодня стоит музей им. А. Н. Радищева), Панчулидзев начинает строительство нового театра, в котором буквально через год уже шли представления. Этот театр простоял довольно долго - до 1858 года, когда новая дирекция признала его слишком износившимся и небезопасным и продала на слом.
В 1839 году за городом, в саду Ф. О. Шехтеля был выстроен летний общедоступный театр, проданный им в 1871 году мадам Аделаиде Сервье. Здесь в летний период устраивались гулянья и давали представления любительские и заезжие труппы.
Живое участие в развитии театрального дела непосредственно принимали саратовские губернаторы. В 30-х годах, видя сложное материальное положение театра, губернатор Ф. Л. Переверзев приказал рассылать дорогие билеты богатым купцам и дворянам, "абонировал" за ними ложи на целый сезон. Те, естественно, поспешили откупиться, но театр по-прежнему не посещали. Билеты продали по второму разу массовому зрителю.
Еще более действенное участие принял губернатор А. Д. Игнатьев, затеявший в 1859 году строительство нового деревянного зимнего театра по акциям. Свыше 10 тысяч рублей собрали по подписке купцы и дворяне. Еле теплились к этому времени летние сезоны в саду Шехтеля; он наскоро переоборудовал свою гостиницу на углу Московской и Большой Сергиевской, и в зимнее время там шли спектакли.
30 августа 1860 года на Театральной площади открыли новый двухэтажный, четырехъярусный зимний городской театр, который в середине июля 1862 года сгорел вместе со всем имуществом.
4 ноября 1865 года на той же Хлебной площади открыли новый каменный зимний городской театр, обошедшийся на этот раз в 60 тысяч рублей серебром и бывший более благоустроенным, нежели его предшественники.
Поначалу в театре играли только крепостные актеры и музыканты, но к середине XIX века вольных людей в труппе становилось все больше. Однако сама труппа от этого делалась менее стабильной, а потом и вовсе в театре стали играть актеры, набранные антрепренером на один-два сезона, или на сезон театр снимала заезжая труппа. Бывали интересные гастроли.
В 1866 и 1868 годах в Саратове гастролирует труппа итальянской оперы. И хотя лучшие дни ее миновали, саратовцам было важно услышать знаменитые оперные произведения. На сцене прозвучали: «Трубадур», «Травиата» и «Риголетто» Дж. Верди, «Лючия де Ламермур» Г. Доницетти, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Сомнамбула, или Невеста-лунатик» В. Беллини.
В 1872 году на Бабушкином взвозе возникает еще один летний театр купца Г. И. Барыкина, а в 80-е годы летний театр мадам Сервье после ее смерти переходит в собственность города и приходит в полное запустение. Как, впрочем, и все другие летние театры, в которых лишь изредка играются любительские спектакли да выступают гастролеры.
С открытием театра помещика Очкина (1888 г.) вновь возникает идея создания общедоступного театра. Именно в театре Очкина она осуществилась в 1890 году премьерой спектакля по пьесе А. Н. Островского "Василиса Мелентьева", подготовленного любителями совместно с несколькими профессионалами. И пока в городском театре играет казанско-саратовская антреприза, активисты сначала снимают театр Сервье, который к этому времени оказывается в черте города, а потом утепляют его (1895 г.) и начинают собирать профессиональную труппу.
Итак, история возникновения и развития театрального искусства в Саратове очень насыщена и интересна. В Саратове на сегодняшний день действуют три академических театра государственного значения, среди них самый крупный академический ТЮЗ.
1.2 Академические театры города
Саратовский государственный академический театр драмы им. И.А. Слонова - один из самых знаменитых театров города. Он расположен по адресу: ул. Рабочая, 116. Директор театра - Кравец Юрий Анатольевич. Художественный руководитель - Аредаков Григорий Анисимович
Саратов считался не только культурной, но и театральной столицей Поволжья. С саратовской сценой связаны имена А.П.Ленского, М.Г.Савиной, В.Н.Давыдова, К.А.Варламова П.А.Стрепетовой, В.Ф.Комиссаржевской, В.И.Качалова. Уже во второй половине ХIХ века Саратов считался не только культурной, но и театральной столицей Поволжья. С саратовской сценой связаны имена А.П.Ленского, М.Г.Савиной, В.Н.Давыдова, К.А.Варламова П.А.Стрепетовой, В.Ф.Комиссаржевской, В.И.Качалова. История Саратовского театра драмы неразрывно связана с именем блистательного артиста и организатора театрального дела Ивана Артемьевича Слонова (1882-1945). Именно он заложил основы саратовской театральной школы (в студии при театре, в театральном техникуме, а затем в театральном училище, преобразованном в конце 1980-х годов в театральный факультет Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова). В декабре 2003 года театру драмы было присвоено имя И.А. Слонова.
Рис. 1 Саратовский государственный академический театр драмы им. И.А. Слонова
-
К 1960-м годам старое здание окончательно обветшало и было снесено.
-
На его месте в 1968 году был достроен новый театр, построенный в современном стиле из бетона и стекла по проекту архитекторов В. И. Суродина,В. И. Скоробогатова и Л. И. Ячина.
-
Открытие отметили постановкой спектакля "Русские люди" К. М. Симонова.
-
В 1977 году театру было присвоено почётное звание академического.
Саратовская театральная школа дала России выдающихся артистов: легенду советского кино Б.Ф.Андреева, признанных мастеров театра и кино Ю.И.Каюрова, А.Я.Михайлова, О.И.Янковского, Е.В. Миронова и Г.Б.Тюнину.
Большой вклад в историю Саратовского театра драмы, развитие театрального искусства внесли режиссеры, руководившие театром в разные годы: народный артист РСФСР И.А.Слонов (1918-1945), заслуженный деятель искусств РСФСР И.А.Ростовцев (1940-1942), народный артист Азербайджанской ССР А.Л.Грипич (1948-1951), заслуженный деятель искусств РСФСР Н.А.Бондарев (1954-1962), народный артист России А.И.Дзекун (1974-1997).
В 1977 году Саратовскому драматическому театру было присвоено звание «академический». В 1980-е годы театр прославился на всю страну первыми постановками в России пьес М.Булгакова, А.Платонова, М.Цветаевой. Подтверждение тому - награды театральных фестивалей, неизменный успех гастролей в Санкт-Петербурге и Москве. Особо были отмечены работы артистов театра, ныне прославленных мастеров саратовской сцены: народной артистки СССР В.А. Ермаковой, народных артистов России А.Г. Галко, Г.А. Аредакова, Л.Н. Гришиной, В.А. Федотовой, С.В. Сосновского (ныне - артист МХТ им. А.П. Чехова), заслуженных артистов РФ В.В. Аукштыкальниса, Р.И. Беляковой.
В 1999 - 2002 гг. театр становится участником ряда престижных всероссийских и международных фестивалей, особо отмечен профессиональной критикой. В августе 2005 году театр успешно гастролировал в Сочи, представляя культуру Саратовской губернии в рамках договоренности о сотрудничестве между нашим регионом и Краснодарским краем.
В репертуаре театра - русская и зарубежная классика, пьесы современных авторов. В творческом коллективе успешно работают опытные мастера и талантливая молодежь: заслуженные артисты России И.М. Баголей, Э.И. Данилина, Е.В. Торгашова, артисты Л.Н. Воробьева, А.И. Зыков, В.И. Мамонов, В.П.Назаров, Н.В.Яковлева. Театр постоянно принимает участие в международных учебно-образовательных программах, пропагандируя достижения российской театральной школы.
Саратовский академический театр оперы и балета находится на Театральной площади, 1. Директор - Кияненко Илья Федорович, главный дирижер - Кочнев Юрий Леонидович.
История оперного театра начинается c открытия в Саратове первого публичного театра помещика Г.В.Гладкова (1803), репертуар которого был чрезвычайно обширным: комедии, оперы, драмы и трагедии. В 1859 году в Саратове построили летний театр, ставший гастрольной площадкой для заезжих трупп и именитых исполнителей.
Рис. 2 Саратовский академический театр оперы и балета
Здесь в 1875 году прошли выступления первой русской оперной труппы под руководством видного театрального деятеля России, актера и антрепренера Петра Медведева. Основу репертуара составляли произведения русских композиторов: «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Рогнеда» А.Н.Серова, «Аскольдова могила» А.Н.Вертовского.
С 1928 по 1991 год театр оперы и балета носил имя Н.Г.Чернышевского. В 1976 году театру присвоено звание «академический». http://operabalet.ru
На сцене театра в разные годы пели замечательные мастера русской вокальной школы: Э.Боброва, М.Инсарова, А.Пасхалова, С.Лемешев, народные артисты СССР Г.Ковалева, О.Бардина, Ю.Попов, народные артисты России Г.Станиславова, Н.Довгалева и многие другие.
В 1928 году была создана профессиональная балетная труппа театра, в составе которой танцевали известные балерины сестры Урусовы, танцовщики В.Вронский, В.Адашевский, позднее - Л.Борель, В.Дубровина, Г.Альберт.
В 1887 году труппу возглавил ярчайший дирижер России Иван Палицын. За дирижерским пультом в разное время стояли блестящие дирижеры России А.Пазовский, А.Павлов-Арбенин, В. Сук.
В годы Великой Отечественной войны состав оперной труппы пополнился солистами Большого театра России. В оркестре начали работать столичные музыканты. Целая эпоха в истории театра связана с именами артистки О.Калининой (сопрано) и главного дирижера театра Н. Шкаровского.
В настоящее время лучшие театральные традиции продолжают мастера сцены народный артист СССР Л.Сметанников, народные артисты России В.Баранова, С.Костина, В.Верин, Л.Телиус, И.Стецюр-Мова, заслуженные артисты России О.Кочнева, В.Григорьев, Р.Гранич, А.Багмат и др.
Более 30 лет главным дирижером и художественным руководителем театра является народный артист России, лауреат Государственной премии России Юрий Кочнев.
Авторитет театра, его высокий профессионализм неоднократно подтверждались на самых высоких уровнях. В 1997 году со спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича коллектив участвовал в Национальном театральном фестивале «Золотая Маска» в Москве, завоевав «за вдохновенную интерпретацию оперы» высшую награду фестиваля - премию «Золотая Маска». В 1998 году Саратовский театр оперы и балета стал лауреатом, а в 2000 году - победителем всероссийского конкурса газеты «Культура» - «Окно в Россию» в номинации «Музыкальный театр года».
Двадцать сезонов подряд проводится Собиновский музыкальный фестиваль, названный лучшим фестивалем 1999, 2001, 2002 годов, согласно итогам опроса музыкальной общественности, проводимого газетой «Музыкальное обозрение». Двенадцать дней на сцене театра оперы и балета продолжается праздник исполнительского искусства. Зрители получают прекрасную возможность увидеть и услышать спектакли, концерты с участием лучших исполнителей России.
Основное место в репертуаре театра занимают произведения русской оперной и зарубежной классики. Среди последних премьер: «Ромео и Джульетта», «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева, «Тоска» Дж.Пуччини, «Принцесса цирка» И.Кальмана, «Большой вальс» И.Штрауса, «Волшебная флейта» В.Моцарта; детские спектакли «Морозко» В.Агафонникова, «Конек-Горбунок» Р.Щедрина, «Дюймовочка» С.Баневича. http://www.saratov.gov.ru/region/culture/opera.php
Итак, в нашем городе находятся два известнейших академических театра: Саратовский академический театр оперы и балета и Саратовский государственный академический театр драмы им. И.А. Слонова. Их значение в культурной жизни города сложно переоценить. Сотни людей посещают удивительные спектакли, как саратовских актеров, так и московские постановки.
2. Городские театры Саратова
2.2 Театры для детей
Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П.Киселева находится по адресу: ул.Вольская, 83. Директор - Райков Валерий Николаевич. Художественный руководитель - народный артист РФ Ошеров Юрий Петрович. Главный режиссер - народный артист РФ Цинман Григорий Семенович.
Рис. 4 Саратовский театр юного зрителя
Саратовский театр юного зрителя - старейший в мире профессиональный театр для детей. Создан в октябре 1918 года как "бесплатный для детей пролетариата и крестьян драматический театр".
С 1930 года Саратовский детский театр стал называться театром юного зрителя.
Самый плодотворный период в жизни театра связан с именем народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и России Юрия Петровича Киселева, одного из создателей Международной ассоциации детских театров (АССИТЭЖ). Более 50 лет он стоял во главе театра, под его руководством были разработаны эстетические и педагогические принципы семейного театра. Вместе с коллегами и единомышленниками он создал этот театр (в их числе: заслуженный деятель искусств РСФСР В.И.Давыдов, заслуженный деятель искусств РСФСР Н.А.Архангельский, композитор Е.П.Каменоградский; народные артисты СССР Валентина Ермакова, Зоя Спирина, Александр Щеголев, Николай Михеев; заслуженные артисты РСФСР Зинаида Чернова, Серафима Фомина, Павел Ткачев, Василий Ермолаев, Алексей Быстряков, Василий Начинкин, Олег Балакин). С 1995 года главным режиссером театра является народный артист России Ю.П.Ошеров, ученик и последователь Ю.П.Киселева. http://www.tuz.renet.ru
Большое внимание в театре уделяется подготовке кадров. При ТЮЗе всегда была студия, потом специальные курсы в театральном училище имени И.А.Слонова и на театральном факультете СГК им.Л.В.Собинова. Сейчас в труппе работают народные артисты России Светлана Лаврентьева, Юрий Ошеров, А.Соловьев, Григорий Цинман, заслуженные артисты России Валентина Строганова, Тамара Лыкова, Александр Федоров, Нина Пантелеева, Елена Вовненко.
За большие заслуги в деле эстетического воспитания подрастающего поколения коллектив театра неоднократно удостаивался различных наград.
В 1988 году, отмечая значительный вклад в развитие театрального искусства, ТЮЗу имени Ю.П.Киселева было присвоено звание "академический".
Зрители многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья с большим интересом встречали спектакли театра: международные фестивали детских театров в Лионе (Франция), Варшаве (Польша), Шибенике (Словакия), гастроли в Загребе (Хорватия), Риге (Латвия), участие в фестивале искусств в Тунисе, фестивале "На брегу" в Бургасе (Болгария), во Всероссийском фестивале детских театров в Екатеринбурге - вот далеко не полная география театра. В 2003 году театр принимал участие во Всероссийском театральном фестивале "ПостЕфремовское пространство" и I Международном театральном форуме "Золотой Витязь". Театр - инициатор проведения в Саратове Первого открытого фестиваля детских театров Поволжья "От А до Я". С театром сотрудничают ведущие современные российские и зарубежные режиссеры. Сегодня в репертуаре театра 30 спектаклей. http://www.saratov.gov.ru
Саратовский театр кукол «Теремок» расположен по адресу: Бабушкин взвоз, 16. Директор театра - Удалов Александр Александрович. Главный режиссер - заслуженный артист РФ Шугуров Геннадий Игоревич.
4 ноября 1936 года при Театре юного зрителя начал работу театр кукол, поставивший спектакль «Гусёнок» по пьесе Н.Гернет. У истоков театра стояли энтузиасты, молодые актеры А.Чижиков, И.Мишин, Н.Потасуев, В.Мацкевич, В.Цедлер, Н.Ершевич, К.Богомазова, А.Ларина.
В 1967 году театр переехал в новое, построенное специально для него здание с хорошим оборудованием, сценой, мастерскими для изготовления кукол, зимним садом и уютным зрительным залом на 336 мест. В 2005 году была проведена реконструкция зала: установлены удобные кресла - трансформеры, количество мест - 269. http://www.teremok.saratov.ru
Сегодня в театре сложился талантливый актерский ансамбль. Более двадцати лет на сцене «Теремка» опытные кукловоды: А.Александрова, О.Михайловская, Т.Бердникова, Н.Стрелина и др. В 2005 году труппа тетра пополнилась десятью выпускниками Саратовской Государственной Консерватории им. Л.В.Собинова. Коллектив гордится тем, что четырём ведущим артистам театра Т.Кондратьевой, Е.Обревко, В.Резаеву и Р.Файзулину присвоено почетное звание «Заслуженный артист России».
С 1999 года главный режиссер театра - заслуженный артист России Г.И.Шугуров. Своими постановками, адресованными как детям, так и взрослым, Г. Шугу ров доказывает, что театр кукол - искусство философское, обладающее своим особым языком. С 2000 по 2005 год спектакли театра «Новый Пиноккио» Н.Мороз, «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса, «Медвежонок, Ёжик и Другие» С.Козлова, «Пустяки» Г.Шугурова, «Сон в летнюю ночь» В.Шекспира и другие стали дипломантами и лауреатами международных фестивалей театров кукол в Рязани, Краснодаре, Самаре, Воронеже, Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, а также в Тегеране (Иран) и Старой Загоре (Болгария).
Наряду с новыми спектаклями в театре с успехом идут полюбившиеся маленьким зрителям «Три поросёнка» С.Михалкова, «Слоненок» Г.Владычиной, «Дама сдавала багаж» С.Маршака. Тинейдженеров ждут на спектаклях «Брысь» В.Гина, В. Зимина, «Урок для Красной Шапочки» Е.Шварца, «Петрушка на войне» Р.Файзулина и других. Есть в репертуаре театра и спектакли для взрослых. Это «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса, «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Пустяки» Г.Шугурова. По мнению саратовских критиков, спектакль «Сон в летнюю ночь» В.Шекспира в постановке Г. Шугурова признан лучшим спектаклем 2005 года в Саратове.
Театр не только активно участвует во всероссийских и международных фестивалях, но и совершает зарубежные гастроли: дважды (2003 , 2004 ) гастроли в Болгарии со спектаклями: «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, «Урок для Красной Шапочки» Е.Шварца (на болгарском языке).
В 2003 году театр отмечен дипломом участника Всероссийской выставки «Сцена России», в апреле 2006 стал участником выставки «PRO - ТЕАТР 2006 » в специальной программе фестиваля «Золотая маска - 2006».
19 января 2006 года театр кукол "Теремок" награжден Правительством Саратовской области дипломом победителя областного конкурса «Лидер года 2005» в номинации «Лучшее учреждение в Саратовской области по работе с молодёжью».
2006 год для театра кукол «Теремок» - юбилейный. В ноябре театр отметил 70-летие со дня основания. Был восстановлен старейший спектакль «Гусёнок» Н.Гернет, готовятся к премьере новые спектакли. http://www.saratov.gov.ru/region/culture/
Детский театр «Асахи» (Восточно-Европейский лицей) изначально задумывался как форма внеклассной работы учеников 8 - 11 классов, способствующая более глубокому и продуктивному изучению японского языка. Начальный этап был довольно тривиальным: прослушивание, набор, работа с желающими, первый успех, первые места на городских фестивалях.
Однако очень скоро обнаружилось, что, несмотря на дополнительную нагрузку, юные артисты преуспели в изучении языка и других предметов более, чем ребята, свободные от занятий театром. Появились новые желающие, среди желающих - почти все ученики изучающие японский язык. Так установился порядок, при котором большинство обучающихся японскому языку охотно занимаются театром.
Скромные материальные возможности коллектива на первых порах провоцировали скромные художественные задачи и сценическое решение, но вместе с тем породили атмосферу стадийности, в которую были вовлечены и родители учеников. Театр заманивал дальше, захотелось узнать о японской культуре, театрах Но и Кабуки. Увидеть отличие традиционного японского театра и европейского. Всё это изучалось и вычитывалось из всех источников, которые были найдены, принесены друзьями, подарены знакомыми, найдены родителями в Интернете.
Это сейчас пошёл поток литературы о Японии, а тогда её было немного, и всё-таки они двинулись в этот путь вместе: взрослые и дети. Париками стали чёрные чулки с цветными спицами, накладывался традиционный грим актёров театра Кабуки.
Необходимость совершенствовать язык пришла сама собой. Дети уже семь лет переписываются с учащимися Токийского лицея «Масуко», это расширяет их знания о жизни своих сверстников в далёкой Японии.
В 2001 году на ежегодном детском конкурсе журналистов, проходившем под девизом: «Весь мир - мой дом», на котором, кстати, актеры заняли второе место, дети театра «Асахи» предложили организаторам и участникам конкурса культурную программу о Японии. Гирлянда из журавликов, сделанная участниками на уроке оригами, проведённого ребятами из театра, отправлена этим лицеем в город Хиросима для возложения к памятнику жертвам атомной бомбардировки.
Занятия театром, как искусством, отражающим жизнь в формах самой жизни, побудила ребят пристально вникать в человеческие взаимоотношения, видеть социальные проблемы жизни людей, постигать и утверждать нравственные ценности: японские и общечеловеческие.
Когда юный человек оперирует сложностями жизни прикладно, в нашем случае создавая и исполняя роли, а не заучивает теоретические формулировки из учебников, готовясь к экзаменам или контрольным, эффект личного самосознания, составления личности получается на порядок более значимым.
Таким образом, процесс познания и воспитания сливаются, а если этому способствует известный сценический успех, хотя бы в среде неискушённых сверстников, то этот эффект усиливается.
Востребованность театра «Асахи», как актеры рискнули назвать театр, который создавался совместными усилиями родителей, учителей и, конечно, самих учеников, оказалась огромной. Выступления, случившиеся для своих товарищей-лицеистов, друзей, родителей и учителей, переросли в показ спектаклей в вузах города. Театр стал выполнять просветительскую функцию. Выступая в библиотеке им. А.С.Пушкина, Академии права, на кафедрах исторического и философского факультетов государственного университета, на сцене ТЮЗа,театра кукол, театра оперы и балета, театра «Версия» - с благотворительными спектаклями.
Показывая свои спектакли американским гостям на теплоходе «ТИМИРЯЗЕВ», проплывая с ними по маршруту Саратов - Астрахань.
Актёры театра выступали перед учащимися музыкального училища, училища искусств, перед детьми из неблагополучных семей, по приглашению общества защиты прав матери и ребёнка, было представлено японское чаепитие с элементами урока оригами. Дети из театра «АСАХИ» приняли участие в ролевой игре «Путь в Киото», проходившей в 2003 году под Аткарском на живописнейшем берегу реки Хопёр.
На представления приходило огромное количество гостей из Японии, Франции, Германии, Китая.
Участие в традиционном университетском фестивале «Студенческая весна», поездка на международный фестиваль «Крылья Меотиды», и выступление совместно с театром «Зелюкс» на семинаре «Дни театра в Риге» - всё это заставило детей и взрослых по-новому взглянуть на возможности и перспективы театра, инициировало укрепление материальной базы театра. Дети вместе с родителями при поддержке администрации лицея стали серьёзно изучать историю костюма. Родители вместе с детьми шьют кимоно, заказывают японскую обувь - гэта, а также изучают причёски и грим. Чупикова Т. П. Школьный театр «Асахи» (Восточно-Европейский лицей (Саратов) //www.letopisi.ru/index.php. 2 марта 2006
Единственное в Саратове место, где можно получить удовольствие от того, что тебя обманывают, - это Театр магии и фокусов «Самокат». театр «Самокат» располагается в Доме офицеров. За 10 лет существования он успел рассмешить и удивить тысячи, детей и взрослых не только Саратова и области, но и других городов нашей страны. В активе театра - выступления в Молдавии, в Приднестровье, Самаре, Пензе и других местах. Влюбленные в искусство фокуса, артисты театра Сергей и Маргарита Щукины создали уникальный театр, в котором ведут поиски создания иллюзионного спектакля для детей, и взрослых с элементами театрализации и игры со зрителями.
Единственное в Саратове место, где можно получить удовольствие от того, что тебя обманывают, - это Театр магии и фокусов «Самокат». театр «Самокат располагается В Доме офицеров Театр магии и фокусов «Самокат»
За 10 лет существования он успел рассмешить и удивить тысячи, детей и взрослых не только Саратова и области, но и других городов нашей страны. В активе театра - выступления в Молдавии, в Приднестровье, Самаре, Пензе и других местах. Влюбленные в искусство фокуса, артисты театра Сергей и Маргарита Щукины создали уникальный театр, в котором ведут поиски создания иллюзионного спектакля для детей, и взрослых с элементами театрализации и игры со зрителями.
В магических шоу главным действующим стержнем является фокус, трюк, вокруг которого артисты ведут розыгрыш со зрителем. Большой толчок этим поискам дала поездка Сергея Щукина в США, где он изучал Американский, иллюзионный шоу-бизнес, работал в магическом магазине Цинтинати штата Огайо, познакомился со многими выдающимися фокусниками, включая Дэвида Коперфильда, побывал на их представлениях. «Где бы вы не работали, наше искусство всегда украсит Вашу жизнь, сделает ее праздничной и удивительной», - так говорят добрые волшебники театра магии и фокусов «Самокат», где обман умеют превращать в сплошное удовольствие для зрителей.
Лауреаты Всероссийского конкурса, действительные члены Американской лиги иллюзионистов и фокусников, обладатели, Золотой медали «Магия-96» (США), артисты Сергей и Маргарита Щукины специализируются в развлечении детей и взрослых магией и фокусами - везде, в любое время, по любому случаю: школы, банкеты, презентации, свадьбы, реклама товара, дни рождения, торжественные вечера и концерты. Ягодкин С. Театр, продлевающий детство// РАМПА. - 2001. - № 20. С. 10
В магических шоу главным действующим стержнем является фокус, трюк, вокруг которого артисты ведут розыгрыш со зрителем. Большой толчок этим поискам дала поездка Сергея Щукина в США, где он изучал Американский, иллюзионный шоу-бизнес, работал в магическом магазине Цинтинати штата Огайо, познакомился со многими выдающимися фокусниками, включая Дэвида Коперфильда, побывал на их представлениях. «Где бы вы не работали, наше искусство всегда украсит Вашу жизнь, сделает ее праздничной и удивительной», - так говорят добрые волшебники театра магии и фокусов «Самокат», где обман умеют превращать в сплошное удовольствие для зрителей.
Лауреаты Всероссийского конкурса, действительные члены Американской лиги иллюзионистов и фокусников, обладатели, Золотой медали «Магия-96» (США), артисты Сергей и Маргарита Щукины специализируются в развлечении детей и взрослых магией и фокусами - везде, в любое время, по любому случаю: школы, банкеты, презентации, свадьбы, реклама товара, дни рождения, торжественные вечера и концерты. http://lipki.info/place/1141781393.html
В Саратове эстрадный театр для детей один-единственный. Вот уже 20 лет артисты «Арт-Ревю» не только играют спектакли, но и воспитывают юную публику в духе сотворчества, когда артист и зритель действуют вместе.
В сказочных спектаклях «Арт-Ревю» объединились, пожалуй, все жанры театрального искусства. Здесь играют, поют, показывают фокусы, шутят и танцуют. Главное - чтобы маленьким зрителям было весело и радостное настроение разбавляло обыденность.
Поначалу театр и назывался - «Веселые Маски». Организовал его в Саратовской филармонии артист Станислав Низовой. Когда же Станислав Васильевич ушел работать в другую сферу, театр возглавил Роман Брант, который последние 15 лет руководит этим коллективом.
«Только название у театра теперь другое - «Арт-Ревю», где «Арт» - это артисты, а «Ревю» означает разножанровость номеров, - говорит режиссёр и руководитель театра, заслуженный артист России Роман Брант. - У коллектива есть своя специфика и свой костяк, вокруг которого строится каждый последующий спектакль: это заслуженная артистка России Татьяна Елисеева, артистка Анна Низовая (она работает в театре со дня его основания), звукорежиссер Александр Хрусталев. Второй год работают в театре Татьяна Старчикова и Галина Смирнова (последняя имеет педагогическое образование и опыт работы в народном цирковом коллективе)». Сытникова М.Театр, где учат свободе// РАМПА. - 2005, -№ 60. С. 15
Детей надо удивлять. Поэтому, в зависимости от замысла спектакля, в нем участвуют и приглашенные артисты самых разных жанров - танцовщики, фокусники и даже дрессировщики.
Спектакли «Арт-Ревю» - это сказки. Долгое время для театра их писал артист Саратовского ТЮЗа Борис Федотов. В память о Федотове «Арт-Ревю» восстанавливает сегодня спектакль «В воде не тонет, в огне не горит» - сказку про солдата Игната, Бабу Ягу и Змея заморского.
Сейчас сказочные истории пишет Роман Брант. Лет восемь назад он был на гастролях в Китае, и там родился замысел истории «Про Дракошу и его друзей» с китайскими костюмами, песнями и китайской символикой. В этом спектакле артисты вместе с детьми разучивают целые фразы по-китайски, так же, как и фокусы, которые показывают артисты.
«Играют» в спектаклях и самые разные куклы: тростевые, перчаточные, ростовые.
«Мы не похожи ни на театр кукол, ни на театр юного зрителя, - поясняет Роман Брант. - «Арт-Ревю» - театр эстрадный. Говорят, эстрада - легковесный жанр. Возможно. Но в наше непростое время, когда родители платят за учебники и ремонт в школах, когда цены велики, а зарплаты небольшие, хочется, чтобы в театр дети пришли и ощутили радость» Сытникова М.Театр, где учат свободе// РАМПА. - 2005, -№ 60. С. 15
Спектакли «Всё кувырком», «Давайте жить дружно», «Про Дракошу и друзей» любят не только в Саратове, но и в маленьких городах области, в поселках, куда «Арт-Ревю» часто выезжает на гастроли.
«Однажды мы приехали в Озинки, - рассказывает Татьяна Старчикова, - и там после спектакля юные зрители рассматривали за кулисами кукол и костюмы, задавали десятки вопросов. Во всех уголках нашей области дети проявляют подобный интерес. А это так приятно: чувствовать, что твоя работа нужна». Сытникова М.Театр, где учат свободе// РАМПА. - 2005, -№ 60. С. 16
Несмотря на то, что спектакли «Арт-Ревю» рассчитаны на детей от 4 до 13 лет, сюда приходят и старшеклассники, и более взрослые люди. Наверное, потому, что на спектаклях этого эстрадного театра учат не только радоваться, но и чувствовать себя свободнее.
Воспитывая уважительное отношение к искусству, артисты театра «Арт-Ревю» в то же самое время дают возможность зрителю вести себя «без комплексов».
Таким образом, помимо театров с классически репертуаром, в Саратове есть места для культурного досуга детей: это Саратовский театр кукол «Теремок», Детский театр «Асахи» (Восточно-Европейский лицей), Театр магии и фокусов «Самокат», эстрадный театр для детей «Арт-Ревю» и Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П.Киселева.
2.3 Экспериментальные и муниципальные театры Саратова
Саратовский областной театр оперетты расположен в городе Энгельс, ул.Театральная, 2. Директор - Мироненко Валерий Иванович. Художественный руководитель - Банников Георгий Петрович
Саратовский областной театр оперетты был открыт 7 октября 1968 года спектаклем "Будем знакомы, дорогие земляки!" Основу труппы составили молодые талантливые выпускники театральных вузов В.Войнаровский, Ю.Дорожняк, Г.Кобзарь, В.Мироненко, З.Ступак,Л.Михалевская, С.Довжанская. Главным режиссером стал заслуженный деятель искусств РСФСР Г.Келлер, главным дирижером - В.Дубчак, главным балетмейстером - Б.Никитин, директором - Е.Нейман.
За эти годы было поставлены и прекрасно сыграны многие оперетты классического и современного репертуара, Поставлено 112 спектаклей классического и современного репертуара, 54 детских спектакля, 10 концертных программ, С гастрольными спектаклями и концертами театр выступил в 250 городах России и Украины. Выступления проходили на лучших сценических площадках Москвы, Севастополя, Пскова, Новгорода, Мурманска, Тулы, Пензы, Калуги, Волгограда, Череповца, Рязани.
С 1999 года директор театра - заслуженный артист России, заслуженный артист Республики Осетия Валерий Мироненко. С 1981 года художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России, профессор Саратовской консерватории им.Л.В.Собинова ГеоргийБанников. Главный режиссёр - заслуженный деятель искусств Литовской Республики, Лауреат международного конкурса «Солоники-66» Георгий Барышев. Главный дирижер театра - Анатолий Гризбил, главный балетмейстер - В. Носков, главный художник - Е.Немчанинова. Солисты театра Т.Чарлина, Э.Никифорова, Л.Комиссарова, Т.Маркова, В.Самойлова, Э.Горюнкова, А.Горевой, Н.Сухоручкин, А.Хрусталёе, В.Чарлин, А.Фатеев, М. Усанова, Р. Улямаев, Т. Адамова удостоены звания "Заслуженный артист России".
Большое внимание уделяется репертуарной политике. В театре были поставлены все шедевры венской классической оперетты: " Летучая мышь" И.Штрауса, "Гейша" С.Джонса," Цыганский барон" И.Штрауса, "Фраскита" Ф.Легара, "Ночь в Венеции" И.Штрауса, "Граф Люксембург", "Весёлая вдова" Ф. Легара. Наряду с освоением классического наследия театр работает с новой музыкальной драматургией. Это такие спектакли, как "Божий одуванчик" и "Фаворит" М.Самойлова, "Стеклянная дверь" И.Якушенко, "Золотая паутина" В.Беренкова, "О, Габи!" Ж.Марсона, "Барышня-крестьянка" В.Ковнера. Маленьким зрителям адресованы "Кот в Сапогах", "Чертова невеста", "Золотой цыплёнок", "Аленький цветочек", "Змей Горыныч".
Заметным явлением последних лет стали постановки оперетты Е.Птичкина «Бабий бунт», мюзикла Г.Гладкова «Бременские музыканты». Труппа театра ежегодно пополняется выпускниками музыкальных вузов России. saroperetta.overta.ru
Саратовский губернский театр хоровой музыки расположен по адресу: 6 ул.2-я Садовая, 23а. Директор - Николаева Анэта Викторовна. Художественный руководитель - Лицова Людмила Алексеевна.
Саратовский губернский театр хоровой музыки создан в 1991 году по инициативе заслуженного деятеля искусств России, профессора Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова Людмилы Алексеевны Лицовой.
Рождение коллектива был востребовано жизнью нашего города, имеющего богатые традиции хорового искусства. За короткий срок театр хоровой музыки завоевал известность и признание не только в области, но и во всей России. Творческие устремления художественного руководителя театра хоровой музыки Л.Лицовой разделяют хормейстеры: Н.Владимирцева, А.Николаева, Е.Мельникова, А.Занорин.
В репертуаре коллектива свыше 300 сочинений различных эпох, стилей, жанров. Особое предпочтение отдается русской музыке. Это шедевры духовной музыки (хоровые концерты Д.Бортнянского, С.Дегтярева; «Всенощное бдение» С.Рахманинова), литургии П.Чайковского, П.Чеснокова), хоровые опусы Н.Римского-Корсакова, С.Танеева, В.Калинникова. Значительную часть репертуара составляет музыка современных отечественных композиторов: Г.Свиридов, В.Салманов, Р.Щедрин, А.Шнитке, Э.Денисов, Ю.Фалик, Р.Леденев, Н.Сидельников.
Театр хоровой музыки - участник более тридцати международных музыкальных фестивалей, первый исполнитель многих мировых и российских премьер. Коллективом ведется активная просветительская работа. Театр много гастролирует по России: Москва, С.-Петербург, Тула, Рязань, Смоленск, Орел, Пенза, Тамбов, Волгоград; выступает с концертами во Франции, Испании, Польше, Германии, Италии, США.
Звучание коллектива отличается яркой тембральной палитрой, безупречным строем, выразительной подачей слова и музыкальной интонации, точным ощущением стиля. http://www.saratov.gov.ru/region/culture/hor.php
Театр хоровой музыки - коллектив звезд: что бы ни делал - все удается. Попали на фестиваль в Быдгощ (Польша) - крупейший в Европе, проводился уже тридцать семь раз, приглашают только известные коллективы, которым организаторы задают программу - покорили поляков. Теперь театр - постоянный участник фестиваля. Московский международный фестиваль хоровой музыки и вовсе не видит себя без Театра хоровой музыки. В рамках «Московской осени-99» коллектив дал аж три сольных концерта, да еще участвовал в четвертом, сборном.
Фестиваль «Московская осень» считают фестивалем премьер. Традиции нужно уважать и развивать. Театр традиции уважает: представил столице премьеру оперы А. Кулыгина «Самозванец», написанной специально для этого коллектива. Театр традиции развивает: «Самозванец» - опера хоровая, жанр новый, необычный, развивающийся. Столичной публике новая работа пришлась по душе. В том сезоне ее смогли оценить и саратовцы.
Успех не вскружил голову, но добавил сил. Коллектив продолжал покорять высоты и концертные залы. В католическое Рождество в городе Н. Новгороде совместно с Камерным хором и Капеллой мальчиков и юношей Нижегородского хорового училища впервые в этом году была исполнена «Си-минорная месса» И. С. Баха - большое, сложное произведение.
Любая система должна развиваться. Развивается и театр хоровой музыки, получивший в январе этого года статус губернского. «Мы обрели самостоятельность, став губернским театром, - говорит Л. Лицова, художественный руководитель, - получили возможность планировать нашу жизнь». Берман В. Хор в Саратове. //РАМПА. - 2000. - № 10. С. 17
Людмиле Алексеевне удалось создать еще один высокопрофессиональный коллектив, где она также является художественным руководителем: Мужской хор Саратовской консерватории. По ее признанию, это позволило поднять огромные пласты исполняемой музыки. Доказательство тому - Диплом I степени, полученный в Калуге на V Всероссийском конкурсе «Поющее мужское братство».
В рамках XIII Собиновского музыкального фестиваля театр представил еще одну премьеру: оратория Й. Гайдна «Сотворение мира» исполнялась двумя хорами и симфоническим оркестром академического театра оперы и балета. Оратория - произведение тонкое, возвышенное и, по мнению Л. Лицовой, технически очень сложное, не каждому коллективу под силу. Овация зала - свидетельство того, что и эта работа удалась. Последний штрих сезона - авторский вечер композитора, народного артиста России Ю. Фалика. В программе - духовные песнопения, современная музыка. Впереди лето. Коллектив и его руководитель уверены: «Летние гастроли состоятся!».
В рамках данной курсовой работы нам хотелось бы рассказать еще об одном театре - театре пластической драмы. Еще совсем недавно он был самостоятельным театром. Но с недавних пор его попросили освободить помещение и перебраться в театр «Теремок».
В 1990 году выпускник театрального училища им. Б. В. Щукина Владимир Матвеев набирает экспериментальный курс актеров театра пластической драмы на базе театрального факультета Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова. Заметим, что эксперимент со временем превратился в эксклюзив. Курса Матвеев больше не набирал. Профессионалов и фанатов такого уровня теперь найти практически невозможно: двойная ответственность актеров (с одной стороны, танец, акробатика, фехтование, пластика и драматическое мастерство - с другой) никого не прельщает. Первой дипломной работой театра становится спектакль «Любовь к трем апельсинам», дальше - экстравагантное эротик-анти-шоу «Отлученные от цирка, или за два Лимона». Повесть японца С. Энте «Пионовый фонарь» - основа третьего спектакля театра. Литературный стиль кайдан в этой постановке позволил актерам открыться по-новому. Новый этап становления неординарного и уникального по жанру театра - авангардный спектакль «Маленький принц» в постановке Александра Дегтярева. Следом - мюзикл «Буратино - наш герой».
«Птичьей песней» театра является единственный, к сожалению, на сегодня репертуарный спектакль «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» в постановке Александра Авдонина и Александра Дегтярева. Несмотря на все внутренние и внешние проблемы постановки, спектакль остается, пожалуй, одним из самых популярных в городе. Большинство зрителей по традиции ходят на «Чайку» по нескольку раз. Говорят, каждый раз после спектакля «летаешь по-новому».
«Балаганчик» стал муниципальным недавно, заняв место Театра пластической драмы. Предшественник «Балаганчика» на момент создания «подавал большие надежды». Однако после ухода худрука и главного идеолога Владимира Матвеева начал умирать. Спектаклей ставил немного. Когда помещение во Дворце культуры «Кристалл» попросили освободить, Театр пластической драмы перебрался в "Теремок". После чего исчез окончательно. Пришедший на его место «Балаганчик» почти все свои спектакли показывал в филармонии. По бумагам числился неким детским театром «Улыбка» или что-то в этом роде. Теперь «Балаганчик» - театр муниципальный. Из филармонии он съехал, помещения своего не имеет. И спектаклей, соответственно, играет немного.
Непросто складывается и судьба театра «Версия». После пожара в «родном» зале - учебном театре консерватории - «Версии» был предоставлен синий зал кинотеатра «Победа», от которого, кстати, перед этим гордо отказался театр АТХ. Возможно, это был разумный шаг. Ведь актеры «Версии» некоторое время играли спектакли буквально под дождем - из-за прохудившейся крыши. Зал «Победы» все же удалось привести в «божеский вид». Хотя некоторые проблемы, к примеру, по отоплению, упорно не решались. И зрители смотрели спектакли «Версии» в верхней одежде. За время, которое театр находился в «Победе», коллектив оборудовал там хорошую сцену, но в будущее смотрел с тревогой, поскольку летом 2005 года заканчиваелся прежний договор с владельцем здания. Захочет ли он и дальше «предоставлять кров» «Версии» - точно до сих пор не известно.
Театр русской комедии саратовскому зрителю представлять не надо. За неполные шесть лет своего существования он приобрел известность не только в родном городе, самых отдаленных уголках губернии, но и за ее пределами.
Участие во Всероссийском фестивале «Байкальские встречи», посвященном творчеству А. Вампилова и проходящем в Иркутске, стало важным событием в истории театра. Театр русской комедии был единственным представителем Поволжья на этом фестивале и своим спектаклем "Провинциальные анекдоты" открыл фестиваль. Там же, в Иркутске, состоялось знакомство коллектива театра, впоследствии переросшее в теплые дружеские отношения, с Е. И. Стрельцовой (г. Москва), известным театральным критиком, кандидатом искусствоведения, автором книги о жизни и творчестве А. Вампилова "Плен утиной охоты".
Сегодня Театр русской комедии знает не только саратовский зритель. Гастрольные спектакли проходили более чем в 15 городах и районных центрах Саратовской области. В 1998 году, в рамках осуществления культурной программы взаимного сотрудничества Саратовской области и бригады морской пехоты Черноморского флота, театр гастролировал в Севастополе.
Спектакль «Самоубийца» откровенно монологичен. Успех Тополаги и спектакля в целом во многом состоялся потому, что актер доверился авторскому слову, пошел за ним, не приукрашивая, не расцвечивая, не добавляя. Словесная ткань эрдмановской пьесы сама максимально выразительна. Она притягивает исполнителя и как бы «подсказывает», «подталкивает» режиссера к использованию крупного плана. Для актера Тополаги, принявшего на себя эти условия спектакля, исповедальность стала естественным, если не единственным, способом самовыражения и воплощения героя драмы при всех сложностях этого театрального приема. Константин Тополага не побоялся трудностей и, судя по результатам фестиваля «Золотой Арлекин», выиграл, победил. По данным ежегодного справочника «Театральная Россия», включающим сведения о 561 театре России, Саратовский Театр русской комедии - один из 3-х государственных театров страны, не имеющих своей сценической площадки. Все свои спектакли он играет на сцене.
Заключение
Открытие в Саратове публичных театральных представлений, как свидетельствуют многочисленные источники, принадлежит вице-губернатору А.Д.Панчулидзеву. Именно он впервые сформировал из своих крепостных театральную труппу и стал устраивать в городе и на даче любительские представления. В дальнейшем панчулидзевский домашний театр переходит в ведение его родственника по жене помещика Г.В.Гладкова. Как свидетельствуют официальные документы, первый театр был открыт 22 октября 1803 года. Он был общедоступным и платным.
В конце 19 века в Саратове существовали три сценические площадки, на которых работали разные гастролирующие труппы.
Репертуар саратовских театров был внушителен и многообразен. Так, например, в 1806 году в репертуаре первого саратовского театра ( театра Гладкова), было 28 комедий, 27 опер, 3 драмы, 3 трагедии.
Сегодня театральная жизнь Саратова не менее насыщена.
Богатейшие театральные традиции Саратова отражаются в настоящее время в том, что в городе действует более 10 театров, кроме того, есть театры в районных центрах.
Академический областной театры оперы и балета, академический областной театр драмы, Саратовский ТЮЗ, театр кукол «Теремок», сатирический театр «Микро», театр хоровой музыки, «Балаганчик», областной театр оперетты, муниципальные театры: АТХ (Академия театральных художеств), «Версия», «Самокат», театр пластической драмы, театр русской комедии.
Кинотеатральная жизнь Саратова не менее насыщена. Шесть успешных кинозала предлагают разнообразные фильмы для просмотра: от классических до документальных. В целом, культурный досуг горожан обеспечен весьма неплохо.
Думаю, каждый житель города находит что-то дорогое, родное в нем для себя. Саратов может похвастаться не только разнообразием достопримечательностей, но и многими известными, выдающимися людьми.
Саратовская театральная школа дала России выдающихся артистов: легенду советского кино Б.Ф.Андреева, признанных мастеров театра и кино Ю.И.Каюрова, А.Я.Михайлова, О.И.Янковского, Е.В. Миронова и Г.Б.Тюнину, О.Табакова.
Рис.5. Выдающиеся артисты Саратова.
Библиографический список
1. Берман В. Хор в Саратове. //РАМПА. - 2000. - № 10
2. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособие/Новикова С.С.-М.: СпортАкадемПресс, 2000
3. Дьяконов В. Рождение общедоступного театра в Саратове //РАМПА. - 2003. - № 35
4. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога/Аверьянов Л.Я.-М.: Моск.рабочий, 1997
5. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу/Ред. Горшков М.К.-М.: Политиздат, 1995
6. Кравченко А. И. Введение в социологию. М., 2004
7. Полярник А. Драматическая пластика, или пластическая драма. - РАМПА.- 2002. - № 25
8. Современная западная социология. Словарь. М., 1999
9. Сытникова М.Театр, где учат свободе// РАМПА. - 2005, -№ 60
10. Фролов С. С. Социология. М., 2004
11. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1999
12. Чупикова Т. П. Школьный театр «Асахи» (Восточно-Европейский лицей (Саратов) //www.letopisi.ru/index.php. 2 марта 2006
13. Ягодкин С. Театр, продлевающий детство// РАМПА. - 2001. - № 20
14. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1997
15. http://www.artclub.renet.ru/theatres/drama.htm
16. http://www.operabalet.ru
17. http://www.letopisi.ru/index.php
18. http://www.nvsaratov.ru/default.php?go=show&id=1998&paper_id=16
19. http://www.lipki.info.ru
20. http://www.pobedafilm.ru
21. http://kinosaratov.ru/index.php
22. http://www.mtv-saratov.ru/forum
23. http://www.sarbc.ru
24. http://www.saratov.gov.ru/region/culture/opera.php
25. http://www.saratov.gov.ru/region/culture/hor.php
26. http://www.tuz.renet.ru
27. http://www.saratov.gov.ru
28. http://www.teremok.saratov.ru
29. http://www.lipki.info/place/1141781393.html
30. http://www.saroperetta.overta.ru