- Учителю
- Мастер-класс Освоение старшими дошкольниками элементами актёрского мастерства в работе над образом
Мастер-класс Освоение старшими дошкольниками элементами актёрского мастерства в работе над образом
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 94 г.о. САМАРА
443022, г.Самара, ул.Вятская, д.22 - а, тел/факс:932-05-18; тел:932-03-79; detsad-94@yandex.ru</</p>
Мастер-класс
Тема: «Освоение старшими дошкольниками элементами актерского мастерства в работе над образом»
Подготовила:
музыкальный
руководитель
Тявина Л. А.
Самара,
2014г.
«Освоение старшими дошкольниками элементами актёрского мастерства в работе над образом»
В современной жизни владение актерским мастерством помогает повысить самооценку человека, помогает выразить свои мысли, чувства и эмоции. Как известно, подавляемые нами обиды , агрессия и страх, приводит к зажимам на теле, которые отражаются в мимике, походке, речи и улыбке.
Актерское мастерство поможет снять мышечные зажимы, научить владеть своим голосом, телом, мимикой. Человек учится ораторскому мастерству, общению с публикой, уверенной походке.
Детям актерское мастерство помогает развивать не только мощные коммуникативные навыки, но и влияет на формирование личности в целом.
Психологи установили, что дети старшего дошкольного возраста по выражению лица, позе, жестам уже могут понять эмоциональные состояния других людей по внешним признакам, они могут распознавать гнев, удивление, радость, спокойствие, устанавливать связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают.
В своей работе освоение воспитанниками элементами актерского мастерства я считаю необходимым, ведь в современном мире мы наблюдаем детей участниками различных концертов, конкурсов, шоу программ, а волнение порождает у ребенка чувство неуверенности в себе и может доставить много неприятностей его здоровью. На почве нервного перенапряжения у отдельных детей возникают психические травмы, устойчивое заикание и др. нарушения.
Наверняка всем знакомо следующее эмоциональное состояние от выступления: « Стою на сцене. Зал затих. И я молчу. Не вспомнить стих! Стою и думаю о том, Сейчас реветь или потом».
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театр в жизни ребенка- это праздник, всплеск эмоций, сказка. Для хорошей игры на сцене необходимо знать элементы актерского мастерства. Их нужно осваивать в процессе подготовки спектакля. И как показала практика лучше использовать их комплексно: упражняя, например, освобождение мышц, нельзя забывать другие элементы - внимание, воображение, действие и т. д.
Мною используются следующие методы обучения: речевой и актерский тренинг, артикуляционная гимнастика, скороговорки, дыхательные упражнения, упражнения на память, внимание, пластику, актерские этюды по темам: «беспредметное действие», «поведение животных», «я в предлагаемых обстоятельствах» и другие этюды, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Для тренировки движений рук использую образные сравнения: «Маши руками, как бабочка крылышками; еще мягче, легче».
Для этюдов и упражнений можно подобрать музыку, которая будет соответствовать определенному движению, настроению. Слушая музыку, воспитанники могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы: под вальс цветов из балета «Щелкунчик» воспитанники представляют танцы различных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображают их в танцевальной импровизации.
В процессе игр, этюдов, упражнений необходимо заботиться о развитии интонации, мимики и движений воспитанников. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал.
Как показывает практика, для того, чтобы образ был наиболее ярким, необходимы тренировки способности воображения. Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» - или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку было действительно страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене естественным, подлинным.
Добиваясь выразительности и четкости речи в работе над образом, я пришла к выводу, что надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой- очень быстро, эмоционально, третий- медленно уверенно и т. д.
Подытоживая вышесказанное, я могу сказать , что знание актерского мастерства- залог успеха малыша в будущем. Все знания и умения, приобретенные в театральной деятельности, облегчает ребенку переход из детского сада в школу, и будут залогом успешной учебы в школе.
Далеко не всем детям в будущем придется выходить театральную сцену. Однако выступать публично должен уметь каждый человек. Освоение элементами актерского мастерства поможет ребенку поверить в собственные силы , научат его не бояться сцены и в любой ситуации чувствовать себя уверенным.
Используемая литература:
-
Гальцова Е. А. Инсценировки и игровые программы для детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2009.
-
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
-
Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. М.: Мозаика-Синтез,2008.