- Учителю
- Консультация для родителей. Тема: «Подвижные игры»
Консультация для родителей. Тема: «Подвижные игры»
Консультация для родителей.
Тема: «Подвижные игры»
Детство невозможно представить без подвижных игр. Больше того, именно подвижные игры ассоциируются у нас с детством: не случайно, когда родители делают слишком сильный упор на интеллектуальное или эстетическое развитие ребенка, со всех сторон слышится: "Они лишают ребенка детства!"
Детям дошкольного возраста просто необходимо движение. Дети, которые постоянно находятся в движении, меньше болеют и подвергаются различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически.
Для чего детям нужны подвижные игры?
- Играя, дети учатся с удовольствием. Игры дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости
- Подвижные игры ориентированы на взаимодействие и очень наглядны. Все участники игры быстро получают обратную связь. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим, а также научиться правильно справляться с неудачами и переживать успех.
- игровые действия повышают способность ребенка рисковать, демонстрировать выдержку, делать над собой усилия, стремление совершенствоваться.
- Удовлетворение, которое ребенок получает, поняв, что может выполнить задание или что-то делает хорошо.
Играя, дети могут:
-
учиться наблюдать за своим окружением, осознанно его воспринимать и задумываться над тем, что увидели и услышали;
-
учиться концентрироваться, быть внимательными, сотрудничать с другими и доверять;
-
пробовать новое, оценивать свое поведение и что-то в нем менять;
-
учиться творчески, с исследовательским интересом подходить к решению задач;
-
на основе своего опыта делать прогнозы и оценивать последствия;
-
развивать социальные, эмоциональные, познавательные и физические способности;
-
различать, какие способы поведения целесообразны, а какие - неуместны;
-
быть самостоятельными, проявлять инициативу, развивать выдержку, справляться со стрессом и расслабляться.
-
К тому же все дети учатся ловко, непринужденно и красиво двигаться, а это тоже является важной предпосылкой развития уверенности в себе.
Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у детей положительные эмоции.
Дошкольники с удовольствием экспериментируют, примеряют на себя различные роли и начинают лучше понимать, что им самим больше нравится. Но они готовы действовать лишь в знакомом, безопасном окружении. Поэтому необходимо создавать условия, в которых дети могли бы пробовать, искать альтернативы, рисковать, участвовать в решении задач и время от времени выступать в роли лидера. В этом им должны помогать воспитатели и Вы, родители.
Во время подвижных игр очень важно соблюдать меры безопасности. Задача каждого родителя не только объяснить ребенку правила по технике безопасности, но и требовать их строгого соблюдения:
- нельзя долго быть на солнце, чтобы не перегреться;
- в случае травм и ранений обратиться к взрослому;
- не толкаться, быть внимательными к товарищам.
По мнению многих родителей, активные игры детей на свежем воздухе, включающие в себя залезание на деревья, бег и прыжки, служат источником бесчисленных опасностей: ребенок может упасть, получить ушиб, вывих или даже перелом конечности. Из-за этого многие мамы и папы стараются ограничить активность своих детей и не позволяют им заниматься слишком опасными играми. На самом деле, потенциальная опасность активных игр приносит детям больше пользы, чем вреда. Ведь страх упасть с дерева или подвернуть ногу, играя в футбол, заставляет ребенка обращать больше внимания на координацию своих действий.
Но если Вы все равно опасаетесь, примите сами участие в игре. Не бойтесь показаться смешными. Участвуя в игре, вы доставите детям много радости и лучше узнаете своего ребенка. Неужели, Вам самим не хочется вернуться в детство и снова беззаботно носится с друзьями по двору?
В какие игры Вы сами играли с друзьями? Сейчас многие дети и не знают их. Я записала Вам правила некоторых игр. Скорее всего, они очень понравятся Вашим детям!
Играйте со своими детьми и будьте счастливы вместе…
Правила игры в "Тише едешь-дальше будешь".
На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно
20 метров. Все игроки становятся с одной стороны водящий - с другой
стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:
"Тише едешь-дальше будешь. Стоп."
Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или, например, начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру.
В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры.
Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.
Правила игры в "Штандер-стоп".
Для игры нужно не менее четырёх игроков и мяч. Выбираем водящего. Он берет мяч и становится в центр круга, который образуют остальные игроки.
Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например,
"Штандер-Коля"). Тот, чьё имя назвали, должен поймать мяч, в это
время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как
только мяч пойман, игрок кричит: "Штандер-стоп!"
Все замирают на месте.
Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом. Дальше игрок начинает говорить, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока. Шаги были такие:
*гигантские - шаг на весь размах ноги
*человеческие - обычные шаги
*лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой
*муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)
*зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге
*утиные - шаги вприсядку
*лягушка - прыжок
*верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул
Интересно, конечно, было назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например, говорилось: "До Маши 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..."
После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.
Правила игры в "День-ночь".
Игра начинается с выбора водящего, который отворачивается от остальных игроков и произносит слово "День".
В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное условие - нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово "Ночь".
В это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не "спит", то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок выбывает из игры (либо становится водящим, зависит от количества игроков).
Самым "интересным" было продолжать двигаться за спиной у водящего (чтобы он не заметил) даже "ночью" или рассмешить игрока напротив, вынудив его проиграть, опять же так, чтобы не заметил водящий. Водящий же может называть" День и Ночь "в любой последовательности и в любом порядке, путая игроков и заставляя их ошибаться.
Правила игры в "Чай-Чай-Выручай".
В начале определяют границу игровой зоны, за которую нельзя
забегать и водящего.
Водящий догоняет игроков и тот, кого он догнал должен замереть на
месте и кричать: «Чай-чай-выручай!» до тех пор, пока его не
выручат.
Выручить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего,
просто дотронувшись до него. При этом задача водящего становится
очень непростой, так как он сможет передать свою роль другому
только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии,
что их никто не выручит. В противном случае игра может никогда не
закончиться.
Правила игры «Вышибалы».
Для игры необходим не очень тяжелый мяч волейбольный или легкий детский резиновый мяч.
На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.
Задача вышибал - попасть в игроков мячом. Задача игроков - уворачиваться и ловить «свечки». Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим и покидает игровое поле. Если мяч сначала ударился о землю, а потом попал в игрока, данный удар не считается результативным («От земли зайца не убьёшь!»). Когда на поле остается последний игрок, его задача увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если ему это удалось, игра считается выигранной, все выбывшие игроки возвращаются и всё начинается сначала. Если же последнего игрока выбили, то первые выбывшие становятся вышибалами и игра продолжается. Для того, чтобы разнообразить и усложнить игру можно ввести несколько дополнительных правил и названий мячей:
-
«Пуля» - самый обычный бросок
-
«Свечка» (лова) - свечкой считается мяч, не успевший ударится о землю (потолок или неактивного игрока) и пойманный игроком. Свечка - это лишняя жизнь. Ее игрок может оставить себе про запас. Свечка сгорает, если в игрока попадает мяч, но при этом он остается в игре. Свечку можно подарить выбитым товарищам и вернуть их в игру. При неудавшейся попытке поймать свечку игрок выбывает.
-
«Картошка» - вышибала кричит картошка! и отправляет мяч катиться по земле (как в кегельбане). Все кто в центре, должны выстроиться в шеренгу, расставив ноги «воротцами» Мяч должен прокатиться через все воротца. Тот, под кем мяч не прокатился, выбывает. Иногда этот вариант ещё называется «Ручеёк». Есть ещё вариант «ручеёк гнилой» - его, напротив, нельзя пропускать в воротца.
-
«Речка» - как «ручеёк», только мяч не просто катится, а ещё и прыгает
-
«Бомба» - вышибала кричит «Бомба!» и бросает мяч вверх. Игроки в центре должны сесть на корточки, накрыв голову руками и не двигаться с места. Тот, кого заденет мяч, выбывает.
-
«Граната» - вышибала кричит «Граната!» и бросает мяч как обычно. Игроки при этом не могут двигать ногами.
-
«Салют» - как «бомба», только игроки должные не присаживаться, а поднять руки и закричать «Ура!»
-
«Торпеда» - как «картошка», только надо встать к мячу боком, одну ногу согнуть в колене, а другую вытянуть назад. В такие воротца и надо пропустить мяч.
-
«Камень» - вышибала кладет мяч рядом с линией и кричит «Камень!». все игроки должны быстро обежать вокруг мяча. когда последний игрок обежит мяч, вышибала хватает мяч и кидает. Обычно, он попадает в спину последнему убегающему.
-
«Куропатка» - похожий на камень вариант: водящий присаживается и помещает голову между колен - чтобы никого не видеть. А игроки должны обежать его и убежать. И опять мяч достаётся последнему
-
«Макарончики» - вышибала кричит «Макарончики!» и бросает мяч. Игроки, услышав эту команду, встают, руки по швам и начинают раскачиваться волной. Двигаться с места нельзя. Тот, в кого попал мяч, выбывает.
-
«Солдатики» - при этой команде все игроки встают неподвижно как солдаты - руки-ноги вместе, мяч катится по земле, как в «картошке». Тот, кого мяч задел, выбывает.
Ещё бывают «вышибалы с пленом». Выбитые игроки встают рядом с вышибалами и помогают выбивать оставшихся игроков.
Статуя - игра для 5 - 20 человек.
Игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек - четверых ловцов. По назначению ведущего ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них поймать.
Пойманный должен тут же остановиться замереть на месте в том положении, в котором его поймали. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут пойманны все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.
Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.
Хлопни и поймай.
Игроки становятся в круг. Ведущий в центр круга и кидает мяч
участникам. Каждый должен поймать мяч, но перед этим хлопнуть в
ладоши. У кого не получилось хлопнуть и поймать, выбывает из игры.
Оставшийся игрок становится на место ведущего.
Хромая уточка.
Детская игра для пяти и более человек.
Для игры выбирается площадка и устанавливаются границы, за которые нельзя будет выходить. Также выбирается игрок, который будет "хромой уточкой".
Другие игроки расходятся по площадке и становятся на одну ногу, а другую согнутую в колене придерживают рукой.
В ходе игры обозначаются границы площадки, выбирается «хромая уточка». Остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой.
По команде "хромая уточка" начинает прыгать на одной ноге и пытаться поймать других игроков, которые также, прыгая на одной ноге, стараются убежать от "уточки". Те кого поймали, помогают ловить непойманых игроков.
Игрок, который остался последним непойманным выигрывает и становится "хромой уточой". Если в процесе игры игрок неудерживается и встаёт на обе ноги или выпригивает за пределы поля, считается пойманым.
Правила игры "Волки во рву"
По правилам игры на площадке рисуется коридор (ров) шириной 1 метр. Ров можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире.
Во рву располагаются водящие - волки - двое или трое игроков. Все остальные играющие - зайцы - стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться поймаными. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или становится волком.
Волки могут поимать зайцев только находясь во рву. Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.