- Учителю
- Авторская программа Культура речи для уч-ся 5-9 кл.
Авторская программа Культура речи для уч-ся 5-9 кл.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению методическим
советом МАОУ СОШ № 22
Протокол № 1 от 26.08. 2016
Утверждена приказом
МАОУ СОШ № 22
от 27.08.2016 № 790.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЦДО
на 2016/2017 учебный год
«Культура речи»
для учащихся 5 -9 классов
Срок реализации программы 5 лет
Направленность программы дополнительного образования - художественная
Уровень программы базовый.
Автор: Колтыгина Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования
Тамбов- 2015
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КУЛЬТУРА РЕЧИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой школьного образования обеспечивает выстраивание систематического курса непрерывно развивающего знания учащихся в области духовного и нравственно-эстетического воспитания учащихся «театральных» классов школы. Автор опирался на анализ социальных проблем, на анализ педагогического опыта, детского или родительского спроса и потенциале образовательной организации.
Программа оставлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся основной школы и соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
• Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
• Концепция развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020г. Утверждена распоряжением администрации Тамбовской области от 22.07.2015 № 326-р.
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Педагогическая целесообразность.
Курс «Культура речи» для учащихся 5-9 классов с углубленным изучением эстетических дисциплин охватывает все вопросы, касающиеся работы над словом, совершенствует речевую культуры учащихся, помогает осваивать элементы исполнительского искусства.
Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Поскольку художественный опыт - это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. Т.е. для познания искусства недостаточно овладения определенным набором ЗУНов, познание искусства возможно с помощью языка, на котором говорит само искусство.
Очевидно, что вопросы эффективности обучения при всей их многозначности непосредственно связаны с развитием общей методики. В современной педагогике широкое применение имеют игровые приспособления, включение творческих приемов театральной педагогики. Только тренинг в условиях живого процесса позволяет закрепить речевые умения.
Новизна
Образовательной областью данной программы является искусство. Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.
В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора. Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природо-сообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс, - мощный двигатель, который может сдвинуть творческий процесс в учебных заведениях. В этом выражается потребность времени: найти комплексный, достаточно универсальный, учитывающий новейшие разработки и основанный на естественных природных качествах человека, путь всестороннего гармоничного развития, обучения, воспитания личности.
За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика предлагает новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. По сравнению с прежней редакцией Колтыгиной И. В. были внесены дополнения в раздел «Техника речи» - раздел пополнен упражнениями речевого тренинга по методу Кристин Линклейтер. Это позволит найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом. По рекомендации рецензентов в раздел «Основы культуры речи» введена тема « Об искусстве художественного слова», где предполагается изучение школьниками наследия мастеров художественного слова на концертной эстраде, на радио и телевидении. Обязательным является просмотр или прослушивание в записи выступлений корифеев сцены, что позволит познакомить учащихся с лучшими образцами культурной и правильной речи.
Также произошло незначительное перераспределение часов между темами.
Отличительные особенности
В курсе "Культура речи" для учащихся 5-9 классов с углубленным изучением эстетических дисциплин предусмотрены теоретические и практические занятия. Теоретические знания закрепляются практическими упражнениями, занятия проходят как в группах, так и индивидуально. Специфика курса состоит в том, что необходимо учитывать речевую культуру и творческие возможности каждого учащегося. Программа предполагает параллельное изучение основных тем и разделов курса, пройдя один раздел невозможно не возвращаться к нему на протяжении всего периода обучения. Каждый урок по речи - это комплексное занятие по отработке культуры речи и художественному воплощению произведений, выбранных для работы. Так, тренируя дикцию на звуках, слогах, словах, фразах нужно следить за дыханием и верным звучанием голоса; тренируя дыхание и голос на текстах, нужно произносить их чётко, литературно правильно, не забывая о логических законах.
Искусство педагогики - в многостороннем воздействии на творческую природу, при котором все технические навыки постоянно подкрепляются общей задачей воспитания личностных, духовных, творческих, эмоциональных качеств, когда техника пронизана обращением к творческой природе человека с установкой на речевое взаимодействие.
Цель курса:
- формирование у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности в рамках предмета «Культура речи», развитие личностных качеств детей (памяти, внимания, воображения, активной жизненной позиции) и эстетического вкуса посредством знакомства с лучшими образцами мировой литературы;
- формирование опыта эмоционального и сознательного отношения к слову как главному средству сценического действия.
Задачи:
- в результате коррекционной работы над дикцией, речевыми дефектами и региональным произношением развить в детях навык автоматизации грамотно построенной речевой функции; способствовать обогащению внутреннего мира детей, кругозора и общей эрудиции;
- обучить детей грамотно излагать свои мысли и владеть навыками публичного выступления;
- сформировать и закрепить у детей «природный голос», научить и довести до автоматизма процесс диафрагменного дыхания, обучить навыкам работы с текстом, научить детей художественному чтению произведений (с листа и наизусть);
- обучить анализу художественных произведений всех жанров, принципам работы с произведением, интонационным особенностям знаков препинания;
- воспитать навык применения законов фразового ударения и логических пауз;
- сформировать комплекс качеств личности ребенка как нравственного, эстетически и духовно развитого субъекта общества, способного четко понимать и различать нормы и принципы культурного взаимодействия со средой.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 11- 16 лет
Срок реализации программы: 5 лет
Форма и режим занятий
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально - групповая (3-5 человек).
Режим занятий - продолжительность - 45 мин., количество занятий зависит от года обучения.
Ожидаемые результаты: в результате освоения программы учащиеся должны знать о нормах литературного произношения и ударения, применять различные специальные гимнастики, укрепляющие речевой, голосовой и дыхательный аппарат, самостоятельно тренировать все свойства и качества художественно-полноценного голоса. Предполагается то, что учащиеся должны будут правильно формировать звуки русской речи, применять законы фразового ударения и логических пауз, использовать навыки речевого искусства в исполнительской работе.
Способом определения результативности будет являться активность учащегося на уроке, степень участия обучаемого в индивидуальной и групповой деятельности в упражнениях речевого тренинга, уровень публичного самостоятельного выступления.
Форма отчетности: Зачет по упражнениям речевого тренинга, опрос, подготовка рефератов и сообщений, написание действенного, событийного и логического анализа художественного произведения, публичное выступление.
Формы подведения итогов: коллективная и индивидуальная деятельность учащихся в упражнениях речевого тренинга, практическая деятельность - словарная работа, выразительное чтение, участие в показах, концертная деятельность, участие в театральных постановках, творческая работа - написание рефератов, самостоятельный анализ художественных произведений, исходя из их родовой и жанровой специфики, репетиция.
Для каждого воспитанника создается портфолио обучающихся как документальная форма подведения итогов реализации общеобразовательной программы, в которой отражаются достижения каждого обучающегося. Они необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы.
Содержание программы:
Изучение курса начинается с раздела «Основы культуры речи». В нем представлены сведения о нормах современного литературного произношения, о языке художественной литературы, стилях и типах речи, а также история возникновения произносительной нормы русского литературного языка. Тема "Логика речи" занимает важное место в курсе, она изучается параллельно разделу "Работа над текстом" и является его составной частью.
Обучение культуре речи обязательно включает в себя два вида деятельности: сообщение речевых знаний и формирование речевых умений. Если знания могут быть получены в изолированном виде, то речевые умения вырабатываются, прежде всего, в процессе речевой деятельности. Соотношение знания и умения - главная проблема педагогики. Задача в данном курсе дать достаточный объем знаний и добиться свободного владения умениями. Это в первую очередь касается таких важных "составляющих" элементов речи, как дикция, орфоэпия, голос.
Второй раздел курса - "Техника речи", который является вспомогательным или техническим, но без которого невозможно правильно поставишь голос.
Темы "Дыхание" и "Дикция" помогают подготовить речевой аппарат к правильному звучанию, устранить речевые недостатки.
Мера сочетания техники и творчества - важнейший фактор обучения. Наряду с решением общепедагогических вопросов на первом плане стоит проблема методики воспитания техники сценической речи. Эффективность упражнений во многом определяет успех обучения. Упражнения с точки зрения психологической - это многократное выполнение определенных действий, имеющее целью их усвоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. У учащегося сосредоточено внимание, мобилизована физическая природа, сконцентрировано желание добиваться цели.
В первые годы обучения создаются условия для того, чтобы ребенок понял и почувствовал, что такое внимание, восприятие, общение и живое поведение. Система упражнений формируется на основе общих принципов: простота, конкретность, органичность, целенаправленность, результативность.
Основной раздел курса "Работа над текстом" научит учащихся выбирать художественно-полноценный репертуар, раскрывать содержание текста и передавать его в художественной форме.
Программа предусматривает последовательную работу учащихся над литературными произведениями различных жанров. Для начала над более простыми, затем над более сложными. Формирование литературного репертуара в программе строится в соответствии с возрастными особенностями детей, с закреплением на практике тех задач, которые разрабатываются тренингом, обязательно постепенное усложнение их, чтобы творческий рост ученика был филигранным, касался разных жанров, а его творческие симпатии и фантазии могли формироваться и направляться педагогом.
Тщательная проработка текстов ролей с точки зрения логической и эмоциональной выразительности осуществляется учащимися на уроках по теме «Работа над речевой стороной спектакля». Пpи постоянном контроле преподавателя учащиеся работают над произведениями различных жанров и показывают результаты своего труда на академических прослушиваниях и спектаклях.
В процессе изучения курса "Культура речи" учащиеся 5-9классов познают те пути работы над словом, которыми им придется пользоваться всю жизнь. Прежде чем ученик сможет образно, ярко представить слушателю произведение писателя, он проходит долгий путь работы над текстом, анализируя его, вникая в замысел автора. Работая над лучшими литературными произведениями, учащиеся усваивают прекрасный русским язык во всём его многообразии, обогащают свою лексику, учатся передавать тонкие и сложные переживания героев. Творческая работа над освоением литературного текста развивает образное мышление и выразительность речи, обогащает внутренним мир, укрепляет память.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1 год обучения
Знать
- о роли голоса в драматическом искусстве,
- пути устранения недостатков в речи,
- некоторые нормы современного литературного произношения,
- гигиену речевого голоса и устройство речевого аппарата,
- основные требования к звучащей речи (интонация, фразовые звенья, паузы, логические ударения, ритм, темп, сила звука),
- о свободном звучании - основе постановки голоса,
- о трёх видах атаки: мягкой, твёрдой, придыхательной,
- о месте и роли диалога в русской народной сказке,
- правила поведения на сцене перед аудиторией.
Уметь:
- выполнять упражнения, устраняющие дефекты в речи,
- использовать в упражнениях карточки, раздаточный материал,
- передать мысль сказки /тему и идею/,
- создавать характеры в материале сказок,
- выразить своё отношение к материалу сказки,
- проявлять желание и инициативу, читая материал на аудиторию.
Владеть навыками:
- самостоятельного поддержания голосоречевого аппарата в рабочем состоянии,
- выполнения упражнений на:
1.посыл звука на аудиторию,
2. "мягкой атаки" звука,
3."собранности" звука.
2 год обучения
Знать:
- о новой теории голосообразования,
- об анатомии, физиологии и гигиене дыхательного и голосообразующего аппарата,
- классификацию гласных и согласных звуков,
- пути устранения вялости речи, сквозьзубости и манерности речи,
- о подвижность ударения в русском языке,
- о роли согласных в формировании слова,
- способы устранения недостатков "тсяканья" и "дзяканья",
- о роли междометий в развитии голоса и о мышечной свободе в области гортани,
- особенности работы над разнообразными жанрами литературы /сатирические стихи/,
- понятия конфликта, главного события.
Уметь:
- выполнять домашние самостоятельные тренировки /упражнения на дыхание и звук от простого к сложному/,
- выполнять упражнения на развитие артикуляционного аппарата и вибрационный массаж,
- добиваться свободы звучания голоса в междометиях,
- определять событийный ряд и оценивать события,
- выражать своё отношение к художественному материалу.
Владеть навыками:
- работы со словарём над художественным текстом,
- тренировки голосовой подвижности,
- составления простого и сложного плана в работе над текстом,
-формирования звука "мягкой атакой" при произношении гласных.
3 год обучения
Знать:
- о принципе свободного звучания голоса во время всевозможных по характеру физических действий,
- определение "центр" голоса и «диапазон» голоса,
- понятие «кинолента видений»,
- о писательской индивидуальности в художественной литературе,
- о роли языка в портретной характеристике героя,
- о роли монологов и диалогов в художественном произведении.
Уметь:
- тренировать свойства и качества художественно-полноценного голоса,
- пользоваться словом, как орудием действия, а не только "мышц языка",
- соединять в единое целое сценическое действие речь и движение тела,
- держать внимание и творческое отношение к коллективному тренингу в развитии диапазона голоса,
- отличать проблему героя в художественном произведении,
- использовать силу речевого воздействия,
Владеть навыками:
- снятия мышечного напряжения в частях тела с тем, чтобы это напряжение не передавалось на голосообразующий аппарат,
- coвершенствования физического слуха как способности воспринимать звучащую речь,
- определения стилей и типов речи (рассказ, сообщение, информация),
- однородности звучания во всех регистрах,
- обращать внимание на физическое поведение чтеца на сцене.
4 год обучения
Знать:
- о роли диапазона в звучащем слове,
- приёмы работы резонаторов,
- относительность "пиано" и "форте",
- о темпо-ритме речи,
- типы скороговорок, вырабатывающих чёткость дикции,
- динамику темпо-ритма,
- логику в искусстве словесного действия,
- о речевых тактах в логике речи и о логических перспективах текста.
Уметь:
- составлять карточки с текстами и графическими изображениями их звучания. Тренироваться в их воспроизведении - озвучании;
- вырабатывать навык выделения ударного слова путём понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы,
- владеть искусством тембрирования на специально подобранных текстах,
- находить литературные тексты, которые можно использовать для развития диапазона, силы голоса, темпо-ритма и т.д,
-учиться выразительности голоса и его посылу в зрительный зал.
Владеть навыками:
- усваивать логику речи в художественных текстах,
- работы над голосом в мутационный период,
- словесного действия в скороговорке,
-градации ударений и выставления логического ударения на прилагательных.
5 год обучения
Знать:
- об особенностях произношения некоторых имен и отчеств,
- о необходимости интонировать знаки препинания - двоеточия, многоточии, точки с запятой, и т.д.,
- особенности работы над свойствами стихотворной речи,
- в стихотворной стопе размеры стиха, понятия "белый" и "вольный" стих,
- виды и жанры поэтических произведений,
- правила практической работы учащихся над стихотворным текстом.
Уметь:
- тренировать технику и выразительность звучащего слова, создавая свой, индивидуальный "блок голосо-речевой разминки",
- выявлять тему и идею произведения, событийную структуру,
- осознавать значимость сценического действия,
- намечать перспективу мысли-действия,
- создавать целостный образ персонажа,
- пользоваться эмоциональным тембром.
Владеть навыками:
- дикционной чёткости, свободного звучания, собранностью и звонкостью голоса,
- самостоятельной работы над поэтическими произведениями,
- выделения ударного слова путём понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы,
- усваивать логику речи в художественных текстах,
- выразительности голоса и его посыла в зрительный зал.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Учебно-тематическое планирование курса «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
1 год обучения
общее
кол-во
Теорети
ческие занятия
Практические занятия
Раздел I "Основы культуры речи"
Знакомство с предметом «Культура речи»
1
1
-
Язык художественной литературы
3
1
2
Формы, виды, типы речи
5
2
3
Об искусстве художественного слова
6
2
4
Раздел II. Техника речи
Гигиена речевого голоса
3
2
1
Знакомство с голосовым тренингом
8
2
6
Дыхание в звучащей речи
9
2
7
Свободное звучание - основа постановки голоса
9
2
7
Раздел 3. Работа над текстом
Чтение
8
2
6
Творческая работа над текстом
8
1
7
Публичное выступление
10
2
8
Всего
70
19
51
Раздел I "Основы культуры речи".
Тема 1.1 Знакомство с предметом "Культура речи".
Предмет, цели, задачи, особенности курса. Говорить громко - обязанность каждого. Роль голоса в драматическом искусстве. Пути устранения недостатков.
Требования к уровню подготовки:
Знать причины низкой культуры звучащего со сцены слова (плохая дикция, не умение логически чётко выстраивать фразу, слабый голос и т.п.).
Тема 1.2 Язык художественной литературы.
Композиционные особенности народных сказок. Роль языка в раскрытии внутреннего мира героя. Лексические средства связи предложении в тексте.
Практика: Выразительное чтение. Словарная работа.
Требования к уровню подготовки:
Уметь рассказать содержание сказки своими словами, кратко, компактно, с соблюдением логики и последовательности, идя по внутренней линии.
Тема 1.3 Формы, виды, типы речи.
Диалог в сказке. Виды диалогической речи. Гипербола, эпитет, аллегория. Диалекты русского языка, особенности, областные говоры. Монолог в сказке. Его место и роль. Типы речи. Повествование. Описание предмета и животного. Рассуждения.
Практика: Выразительное чтение. Словарная работа.
Требования к уровню подготовки:
Осознавать роль диалога в сказке как одно из основных форм речевой характеристики персонажей. Различать монолог и диалог в сказке. Знать основные типы, виды и формы речи.
Тема 1.4. Об искусстве художественного слова.
Наследие мастеров художественного слова. Художественное слово на радио. Художественное слово на телевидении. Мастера концертной эстрады.
Практика: прослушивание и просмотр видеозаписей выступлений корифеев сцены.
Требования к уровню подготовки:
Знать отличительные особенности творчества мастеров художественного слова.
Раздел II. Техника речи.
Тема 2.1 Гигиена речевого голоса.
Строение и функции речеголосового аппарата. Как заботится о голосе?
Требования к уровню подготовки:
Иметь представление о том, как образуются звуки речи.
Тема 2.2 Знакомство с голосовым тренингом.
Значение голосового тренинга. Артикуляционная гимнастика мышц нижней челюсти, языка, губ. Вибрационный массаж.
Практика: Самостоятельная работа перед зеркалом. Упражнения артикуляционной гимнастики
Требования к уровню подготовки:
Знать три-пять специальных артикуляционных упражнений, необходимых для устранения собственного дефекта звукопроизношения и уметь выполнять их; знать комплекс упражнений артикуляционной гимнастики и уметь выполнять их индивидуально и в группе; уметь управлять громкостью голоса при дирижировании педагога и при самостоятельном контроле.
Тема 2.3 Дыхание в звучащей речи.
Отличие дыхания фонационного от дыхания физиологического. Четыре качества фонационного дыхания. Что такое диафрагма?
Практика: упражнения на ровный медленный выдох - "Свеча"; медленный озвученным выдох - "Звукоподражатель", "Насос", "Пильщики", "Проколотый мяч", "Мотоцикл", "Звонок"; интенсивный прерывистый выдох - "Пульверизатор", "Дровокол", "Боксёр", "Лыжник", "Сорока-сплетница"; управление выдохом - "В море".
Требования к уровню подготовки:
Овладеть пятью - десятью дыхательными упражнениями и уметь выполнять их индивидуально и в группе. Знать три вида выдоха - спокойный /"воздух сам вытекает в природу"/, со сдержанной силой /"с силой подается"/, экспрессивный /"выталкивается рывками"/ и овладеть упражнениями, овладеть длительным выдохом при коротком вдохе. Уметь произнести, самостоятельно выбранную скороговорку, выполняя заданное педагогом простейшее словесное действие; уметь выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале.
Тема 2.4 Свободное звучание - основа постановки голоса.
Закон "экономии сил" слушателей. Тембр - природное свойство голоса. Три вида атаки; мягкая, твёрдая, придыхательная Воспитание навыка посыла звука на аудиторию.
Практика: упражнения на "мягкую" атаку звука - "Колыбельная", "Коварное ам-ам", "Не дам заснуть"; на собранности звука - "Эхо", "Гудок"; на тренировку голоса формой речи №1- "Стон", "Фома-неверный»; на тренировку свободы движения нижней челюсти - "Наша река", "Ялик", "Диктовка".
Требования к уровню подготовки:
Развить фонематический слух - способность различать и воспринимать /воспроизводить/ все звуки речи в соответствии с фонетическом системой языка и с орфоэпическими правилами звучащего слова. Знать три качества хорошего голоса: он слышим, понимаем, воздействует на окружающих. Владеть упражнениями.
Раздел 3. Работа над текстом.
Тема 3.1 Чтение.
Роль и значение чтения в совершенствовании устной речи. Смысловое содержание речи.
Практика: Выразительное чтение. Словарная работа.
Требования к уровню подготовки:
Знать основные требования к звучащей речи и её составляющие: интонация, фразовые звенья, паузы, логические ударения, мелодика речи, ритм, темп, сила звука. Завести "Антисловарь" и систематически записывать услышанные в бытовой речи неправильно произносимые слова.
Тема 3.2 Творческая работа над текстом
Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф в тексте. Лексические средства связи предложений в тексте.
Практика: Выразительное чтение. Словарная работа.
Требования к уровню подготовки: Уметь создать характеры в материале сказок и выразить своё отношение к сказке, передать мысль сказки /тему и идею/
Тема 3.4 Публичное выступление.
Критерии оценки выступления учащихся. Правила поведения на сцене перед аудиторией. Подготовка к выступлению.
Практика: Круглый стол. Обсуждение выступлений одноклассников.
Требования к уровню подготовки:
Знать критерии оценки выступления учащихся. Проявлять желание и инициативу, читая материал на аудиторию; владеть "собранностью" звука и посылом звука на аудиторию.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
2 год обучения
Учебно-тематическое планирование курса
Разделы. Темы
Кол-во часов
общее
кол-во
Теорети
ческие занятия
Практические занятия
Раздел 1. Основы культуры речи "
Язык художественной литературы
3
1
2
Орфоэпия
9
4
5
Нормы современного литературного произношения
9
3
6
Об искусстве художественного слова.
6
2
4
Раздел 2. Техника речи
Новая теория голосообразования.
3
1
2
Дикция.
12
2
10
Согласные и междометия в работе над голосом
36
9
27
Раздел 3. Работа над текстом
Творческая работа над текстом
18
6
12
Публичное выступление
9
3
6
Всего
105
31
74
Раздел 1 «Основы культуры речи»
Тема 1.1 Язык художественной литературы.
Основные способы художественного построения текста. Морфологические средства связи предложений в тексте. Роды и жанры художественной литературы.
Требования к уровню подготовки:
Различать роды и жанры художественной литературы.
Тема1.2. Орфоэпия.
Понятие орфоэпии. История возникновения произносительной нормы русского литературного языка. Понятие "транскрипция". Правила произношения предлогов. Произношение гласных под ударением. Закон произношения звонких согласных в конце слова и перед глухими согласными. «Озвончение" согласных, смягчение согласных. Произношение двойных согласных "нн", "сс" и др. произношение гласных звуков, стоящих на стыке двух слов во фразе, перемещение ударение в русской речи.
Практика: упражнения на синхронность работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов.
Требования к уровню подготовки:
Знать правила произношения предлогов, гласных под ударением, закон произношения звонких согласных в конце слова и перед глухими согласными, закон «Озвончение» согласных, закон смягчение согласных.
Тема 1.3 Нормы современного литературного произношения.
Особенности произношения иностранных слов. Особенности произношения некоторых имен и отчеств.
Практика: выразительное чтение небольших текстов.
Требования к уровню подготовки:
Применять в речи нормы правильного литературного произношения, вводить слова из текста в собственную речь, выражать своё отношение к художественному материалу. Знать особенности произношения некоторых имен и отчеств.
Тема 1.4. Об искусстве художественного слова.
Наследие мастеров художественного слова. Художественное слово на радио. Художественное слово на телевидении. Мастера концертной эстрады.
Практика: прослушивание и просмотр видеозаписей выступлений корифеев сцены.
Требования к уровню подготовки:
Знать отличительные особенности творчества мастеров художественного слова.
Раздел 2 «Техника речи»
Тема 2.1 Новая теория голосообразования.
Значение правильно поставленного и хорошо тренированного дыхания для публичного выступления. Типы дыхания. Неправильное дыхание. Анатомия, физиология и гигиена дыхательного аппарата. Певческая и речевая постановка голоса.
Требования к уровню подготовки:
Иметь представление о навыке рефлекторного дыхания, различать и владеть тремя типами дыхания, понимать отличие певческой от речевой постановки голоса,
Тема 2.2 Дикция
Чёткость дикции - важнейшее выразительное средство и необходимое качество чтеца. Устройство речевого аппарата. Функция каждой части речевого аппарата. Недостатки речи /органические и неорганические/, пути их устранения. Классификация гласных и согласных звуков по способу их образования. Четкость и ясность произношения на материалах чистоговорок. Недостатки произношения: акцент, диалект, вялость речи, сквозьзубость проглатывание окончании и отдельных слов, манерность речи. Пути устранения недостатков. Особенности произношения в русском языке: подвижность ударения в слове, изменение звучания гласных в зависимости от их места по отношению к ударному слову. Закон ассимиляции. Согласные звуки и их роль в сформировании слова. Произношение двойных согласных "нн", "сс" и др. произношение гласных звуков, стоящих на стыке двух слов во фразе, перемещение ударение в русской речи.
Практика: тренировка дыхания и звука: упражнения "Стон ", «Поезд», " Звукоподражатель", «Коварное «ам-ам»! », "Хоровод", "Ловушка Т", « Трубочист». Упражнения на согласные звуки: "п-б", "к-г-х", "т-д", "ф-в". Этюды на «переключение» дыхания (на три вида выдыхания). Этюды на синхронность работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов. Выразительное чтение небольших текстов.
Требования к уровню подготовки:
Знать устройство и функции каждой части речевого аппарата, правила гигиены дыхательного и голосового аппарата, особенности произношения в русском языке, закон ассимиляции, основные правила дикционного тренинга. Перемещать ударение в русской речи, классифицировать гласные и согласные звуки по способу их образования, самостоятельно тренировать дыхание и звук, четко произносить концы слов, особенно глухих согласных.
Тема 2.2. Согласные и междометия в работе над голосом.
Роль согласных в голосовом тренинге. Принципы органического рождения взрывных согласных. Приём имитации и звукоподражания. Трудные "запирающие" звуки согласных русского языка. Причины возникновения такого недостатка, как "тсяканье", "дзяканье". Способы исправления такого недостатка. Роль междометия в развтии голоса. Эмоционально-волевая природа междометий. Тренировка навыков "лая". Тренировка автоматизма. Закрепление мышечного чувства свободы в области гортани, формирование звука "мягкой атакой" при произнесении гласных. Воспитание голосовой гибкости.
Практика: упражнения на голосовую гибкость, легкость модулирования, перехода из одного тона в другой при сохранении качественного звучания:
"Пучки согласных", "Конечные согласные", «Поезд», «Двойные согласные», «Односложные слова», "Победительницы", «Частушки», «Междометия». Упражнения на четкость произношения всевозможных сочетаний согласных. Выразительное чтение небольших текстов.
Требования к уровню подготовки:
Знать о роли согласных и междометий в голосовом тренинге, принципы органического рождения взрывных согласных, приём имитации и звукоподражания, способы исправления недостатка "тсяканье" и "дзяканье". При синхронности работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов уметь добиваться лучшего звучания трудных в произнесении согласных с минимальным артикуляционным усилием. Уметь обеспечить звучание хорошей «опорой» дыхания при любых изменениях в силе, высоте, темпо - ритме речи.
Раздел 3. Работа над текстом.
Тема 3.1 Творческая работа над текстом.
Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф к тексту. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. Конкретизация темы произведения. Раскрытие идеи произведения, Понятие конфликта. Нахождение главного события.
Практика: определить в контрольном тексте тему (о чем?), идею (для чего?), конфликт. Работа с текстом (определить ударные слова, осуществить расстановку пауз).
Требования к уровню подготовки:
Учащиеся должны знать: понятие «конфликт», «тема», «идея произведения». Учащиеся должны уметь: работать со словарём над художественным текстом, определять событийный ряд и оценивать события, выражать своё отношение к художественному материалу, самостоятельно работать над выбранным литературным материалом, умение определять ударные слова, осуществлять расстановку пауз.
Тема 3.2 Публичное выступление
Критерии оценки выступления учащихся. Правила поведения на сцене перед аудиторией. Выход и уход со сцены. Чёткая позиция исполнителя по отношению к материалу. Активное воздействие на аудиторию.
Практика: Круглый стол. Обсуждение выступлений одноклассников.
Требования к уровню подготовки:
Знать критерии оценки выступления учащихся. Использовать навыки речевого искусства в исполнительской работе, выполнять самостоятельные тренировки на развитие артикуляционного аппарата и вибрационный массаж, уметь владеть своим телом, снимать мышечное напряжение перед показом.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
3 год обучения
Учебно-тематическое планирование курса
Разделы. Темы.
Кол-во часов
общее
кол-во
Теорети
ческие занятия
Практические занятия
Раздел 1 Основы культуры речи.
Язык художественной литературы. Писательская индивидуальность.
1
1
-
Стили и типы речи
2
2
-
Диалог в художественном произведении
2
1
1
Об искусстве художественного слова.
2
2
Нормы современного литературного произношения. Особенности произношения некоторых имен и отчеств.
3
1
2
Раздел 2. Техника речи
Тренировка речи в движении
20
5
15
Развитие диапазона голоса
18
4
14
Раздел 3. Работа над текстом
Творческая работа над текстом
33
3
30
Оценка публичного выступления
24
7
17
Всего
105
24
81
Раздел 1 Основы культуры речи.
Тема 1.1 Язык художественной литературы.
Связь языка с содержанием произведения. Писательская индивидуальность. Сравнения, роль сравнения в литературном тексте.
Практика: словарная работа /типы слов, объяснения слов, составление словаря героя, словарь портретной характеристики/, введение слов писателя в словарь собственной речи.
Требования к уровню подготовки: Иметь представление о роли языка в портретной характеристике героя.
Тема 1.2 Стили и типы речи.
Стиль официально-деловой. Публицистический стиль. Описание как тип речи: описание природы, одежды, костюма, действия и т.д. Повествование, как тип речи: рассказ, сообщение, информация. Сочетание различных типов речи в одном тексте.
Практика: работа с литературными отрывками (самостоятельное определение различных типов и стилей речи).
Требования к уровню подготовки: Иметь представление о различных стилях и типах речи.
Тема 1.3 Диалог в художественном произведении.
Виды диалогической речи. Роль диалога в повествовании.
Практика: работа на конкретном тексте.
Требования к уровню подготовки: Уметь определять виды диалога в тексте.
Тема 1.4. Об искусстве художественного слова.
Наследие мастеров художественного слова. Художественное слово на радио. Художественное слово на телевидении. Мастера концертной эстрады.
Практика: прослушивание и просмотр видеозаписей выступлений корифеев сцены.
Требования к уровню подготовки:
Знать отличительные особенности творчества мастеров художественного слова.
Тема 1.5 Нормы современного литературного произношения.
Произношение мягких звукосочетаний согласных. Смягчение твердых согласных перед гласными. Особенности произношения некоторых имен и отчеств.
Требования к уровню подготовки:
Знать правила и самостоятельно применять их. Знать особенности произношения некоторых имен и отчеств.
Раздел 2. Техника речи.
Тема 2.1 Тренировка речи в движении.
Навыки звучания, воспитываемые при тренировке речи в движении. Упражнения на синхронизацию движения и речи. Тренировка темпа речи. Умение держаться "центра" голоса. Упражнения, направленные на то, чтобы сохранить свободное звучание голоса при сильном мускульном напряжении.
Практика: упражнения «Хватай мяч», «Земляника», «В огороде», «Иголка», «За грибами», «Яблочко», «Солнце», «Березка», «Кто сильнее?», «Штанга», «Скакалка», «Зарядка».
Требования к уровню подготовки:
Самостоятельно тренировать все свойства и качества художественно-полноценного голоса. Знать и выполнять главное условие, позволяющее избежать одышки во время речи при физических действиях. Овладеть диагностическим слухом, как способом определять причины, вызывающие те или иные отклонения от норм звучания речи, ведущие к нарушению органики речевого взаимодействия к снижению эстетики звучащего слова.
Тема 2.2 Развитие диапазона голоса.
Понятие «диапазон» голоса. Значение диапазона в сценической речи. Регистры. Постепенное, расчетливое понижение и повышение тона голоса.
Практика: упражнения «Трап», «Этажи», «Чудо-лесенка», «Аквалангист», «Прыгун», «Колокола», «Регистры», «Спор», «Скалолаз», «В лесу», «Ворона», «Новогодняя елка», «Батут», «Дельфин», «Легкокрылая пушинка», «Аквалангист» и др.
Требования к уровню подготовки: Уметь при совокупности работы резонаторов на всем диапазоне звучания голоса сглаживать регистры, легко переходить из средних тонов - в верхние, с верхних - в низкие ноты звучания, оправдывая внутренним видением это движение голоса. Держать внимание и творческое отношение к коллективному тренингу в развитии диапазона голоса.
Раздел 3. Работа над текстом.
Тема 3.1 Творческая работа над текстом.
Способы изложения текста. Определение темы, сюжета, конфликта произведения. Выделение в событийном ряде главного события. Изучение структуры сюжета. Вскрытие подтекста в каждом событии. Отражение в тексте авторского отношения к герою. Идея и сверхзадача автора и исполнителя. Орфоэпический анализ текста. Работа со словарем. Основные события произведения. Поиск задач в каждом событии. Овладение логической перспективой. Вскрытие подтекста. Темпо - ритмическое решение произведений. Роль монологов в произведении. Работа над прямой речью в тексте. Создание речевой характеристики каждого персонажа. Логический анализ текста. Определение логических пауз и ударений.
Работа над текстом по эпизодам, кускам. Выделение основных событий текста.
Практика: работа с выбранным материалом.
Требования к уровню подготовки:
Уметь осмыслить этот текст, определить событийный ряд, отношение к этим событиям и персонажа и исполнителя, выстроить линию действия.
Тема 3.2 Оценка публичного выступления.
Критерии оценки выступления учащихся. Внешний вид чтеца. Мышечная свобода. Поза и жесты. Свободное звучание голоса. Культура произношения.
Практика: Круглый стол. Обсуждение выступлений одноклассников.
Требования к уровню подготовки:
Знать критерии оценки выступления учащихся: умение органично жить в заданных условиях, отличать проблему героя в художественном произведении, обращать внимание на физическое поведение чтеца на сцене, использовать силу речевого воздействия, совершенствовать свой физический слух.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
4 год обучения
Учебно-тематическое планирование курса
Разделы. Темы
Кол-во часов
общее
кол-во
Теорети
ческие занятия
Практические занятия
Раздел 1. Основы культуры речи
Логика речи
6
1
5
Об искусстве художественного слова.
4
2
2
Нормы современного литературного произношения
4
1
3
Раздел 2. Техника речи
Тренировка силы голоса
14
4
10
Темпо-ритм речи
10
4
6
Особенности работы над голосом
6
4
2
Раздел 3 Работа над текстом.
Выбор материала для работы
6
2
4
Работа над текстом
16
5
11
Оценка выступления
4
1
3
Всего
70
24
46
Раздел 1. Основы культуры речи.
Тема 1.1 Логика речи.
Логика в искусстве словесного действия. Логическая пауза и её роль в речи. Градация ударений. Логические интонации перечисления, вводных предложений, фраз, содержащих вопрос.
Практика: составление карточек с текстами и графическими изображениями их звучания; тренировка в их воспроизведении - озвучании.
Требования к уровню подготовки:
Знать понятие «логика» и значение речевых тактов в логике речи, роль знаков препинания в процессе деления текста на речевые такты. Уметь самостоятельно выставлять логические ударения на прилагательных, перечисляемых словах и однородных членах предложения.
Тема 1.2. Об искусстве художественного слова.
Наследие мастеров художественного слова. Художественное слово на радио. Художественное слово на телевидении. Мастера концертной эстрады.
Практика: прослушивание и просмотр видеозаписей выступлений корифеев сцены.
Требования к уровню подготовки:
Знать отличительные особенности творчества мастеров художественного слова.
Тема 1.3 Нормы современного литературного произношения.
Глухие и звонкие согласные. Озвончение глухих согласных.
Практика: работа с карточками.
Требования к уровню подготовки:
Знать и самостоятельно применять правила.
Раздел 2. Техника речи.
Тема 2.1 Тренировка силы голоса.
Понятие силового диапазона голоса. Воспитание мышечного контролёра в минуты высшего нервного и физического напряжения. Понятия "пиано" и "форте ". Снятие излишнего напряжения при сильно звучащей речи. Внутреннее оправдание громкоговорения. Придыхательная "атака", удержание звука на опоре.
Практика: упражнения «Добьюсь цели», «Сделать по- моему», «Сони», «Народный шквал», «Необычный базар», «У микрофона».
Требования к уровню подготовки:
Уметь самостоятельно в приведенных текстах вырабатывать единую выразительную линию звучания, автоматизм вдоха, обеспечиваемый приемом «подлаивания», ясность и четкость дикции.
Тема 2.2 Темпо-ритм речи.
Понятие о темпо-ритме. Темпо-ритм внешний и внутренний. Скороговорка как материал для развития артикуляции и быстроты речи. Словесные действия в скороговорении. Приём "дирижирования" в работе над голосом. Выразительность речи динамика темпо-ритма речи. Воспитание ритмического слуха как способности ощущать и воспроизводить в речи её внутренний ритм в тесном единстве с темпом.
Практика: упражнения «Скороговорки», «Алла - меняла», «Спринтер», «Карнавал», «Репортаж».
Требования к уровню подготовки:
Уметь при повышении тона голоса на перечисляемых словах фиксировать внимание на них путем понижения тона на ударных гласных; сохранять дикционную четкость при произнесении слов.
Тема 2.3 Особенности работы над голосом в мутационный период.
Различия в строении голосового аппарата у юношей и девушек. Гигиена голосоречевого аппарата. О вреде курения. Активизация резонаторной деятельности речевого аппарата. Правильная осанка.
Практика: упражнения речевого тренинга (гигиенический массаж, вибрационный массаж).
Требования к уровню подготовки:
Уметь самостоятельно тренировать технику и выразительность звучащего слова, создавая свой, индивидуальный "блок голосо - речевой разминки". Овладеть разными видами массажа.
Раздел 3 Работа над текстом.
Тема 3.1 Выбор материала для работы.
Дополнение учебно-тренировочного материала текстами логического типа: афоризмами, изречениями выдающихся людей, "полезными советами" и т.д.
Практика: работа с карточками.
Требования к уровню подготовки:
Учащиеся должны самостоятельно находить литературные тексты, которые можно использовать для развития диапазона, силы голоса, темпо-ритма и т.д. Уметь при чтении с листа присваивать текст, сохранять действие, «вкладывать» в партнера свои мысли, видения, желания.
Тема 3.2 Работа над текстом.
Анализ художественного текста. Изучение творчества писателя. Идея и сверхзадача автора и исполнителя. Логический анализ текста. Тема и идея произведения. Основные события произведения. Конфликт и герои произведения. Работа над внутренним монологом. Темпо - ритмическое решение произведений. Работа над текстом по эпизодам, кускам. Умение усваивать логику речи. Тренировка выразительных возможностей голоса. Сила слова и его посыл.
Практика: работа с выбранным материалом.
Требования к уровню подготовки:
Сохранять посыл звука на большое расстояние, силу звука, голосовую гибкость при громком звучании.
Тема 3.3 Оценка выступления.
Критерии оценки выступления учащихся. Круг оценочных вопросов. Расширение требований. Индивидуальный тембр.
Практика: Круглый стол. Обсуждение выступлений одноклассников.
Требования к уровню подготовки:
Знать критерии оценки выступления учащихся: установление контакта с аудиторией, сохранение логики речи, эмоциональное воздействие на слушателя.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
5 год обучения
Учебно-тематическое планирование курса
Разделы, темы
Кол-во часов
общее
кол-во
Теорети
ческие занятия
Практические занятия
Раздел 1. Культура речи
Нормы современного литературного произношения
3
1
2
Основы русского стихосложения
9
4
5
Об искусстве художественного слова
4
1
3
Раздел 2 Техника речи.
Интонирование знаков препинания
14
4
10
Раздел 3 Работа над текстом.
Выбор текстов для работы
16
7
9
Анализ характеристических особенностей материала
10
3
7
Авторский и исполнительский замысел
18
4
14
Слово в стихотворном спектакле
17
4
13
Творческий акт исполнения
7
1
6
Анализ выступления
4
-
4
Всего
102
29
73
Раздел 1. Основы культуры речи
Тема 1.1 Нормы современного литературного произношения.
Произношение некоторых грамматических форм и сочетании согласных.
Практика: работа с карточками.
Требования к уровню подготовки:
Знать и самостоятельно применять правила произношения двойных согласных и окончаний, звукосочетания согласных.
Тема 1.2 Основы русского стихосложения.
Главные свойства стихотворной речи. Русское силлабо-тоническое стихосложение - господствующая система современного русского стиха. Стихотворная "стопа". Размер стиха. Понятия "пиррихий" и "спондей". Клаузула, рифма, стяжение, понятие о "белом" и "вольном" стихе. Александрийский стих и гекзаметр, цезура и её роль в стихе. Постоянная пауза и ритм стиха, типы стихотворных интонаций, виды и жанры поэтических произведений.
Практика: упражнения на овладение мелодикой и логикой стиха. Чтение с листа незнакомых стихов.
Требования к уровню подготовки:
Знать основные особенности работы над стихотворной речью, иметь представление о стихотворной стопе, о размерах стиха, о понятиях "белый" и "вольный" стих, разбираться в видах и жанрах поэтических произведений и особенностях стихотворной формы.
Тема 1.3. Об искусстве художественного слова.
Наследие мастеров художественного слова. Художественное слово на радио. Художественное слово на телевидении. Мастера концертной эстрады.
Практика: прослушивание и просмотр видеозаписей выступлений корифеев сцены.
Требования к уровню подготовки:
Знать отличительные особенности творчества мастеров художественного слова.
Раздел 2. Техника речи
Тема 2.1 Интонирование знаков препинания.
Многообразие знаков препинания. "Квакание" - своеобразная звуковая фигура, типичный признак вопросительной интонации. Особенности интонирования двоеточия, многоточия, точки с запятой, воспитание навыка голосовой лепки голоса, фразы, "рисунка мысли", приём "татарирования".
Практика: упражнения на усвоение навыка эмоционального тембрирования.
Требования к уровню подготовки:
Знать о многообразии знаков препинания, уметь интонировать двоеточия, многоточия, точки с запятой, самостоятельно выстраивать мелодические конструкции.
Раздел 3. Работа над текстом.
Тема 3.1 Выбор текстов для работы.
Предпочтение произведениям поэтов, изучаемых в данном классе.
Актуальность материала, его высокое идейно-художественное звучание. Соответствие материала и творческих возможностей исполнителя.
Практика: работа с выбранным материалом.
Требования к уровню подготовки:
Учащиеся самостоятельно выбирают тексты. Предпочтение произведениям поэтов, изучаемых в данном классе.
Тема 3.2 Анализ характеристических особенностей материала:
1. изучение творчества поэта,
2. раскрытие замысла автора, мир его чувств и мыслей,
3. "биография" исполняемого произведения,
4. особенности стихотворной формы,
5. язык стихотворения.
Практика: составление рефератов на заданные темы.
Требования к уровню подготовки:
</ Самостоятельно применять правила теоретической работы над стихотворным текстом.
Тема 3.3 Авторский и исполнительский замысел.
Тема и идея произведения. Конфликт и герой произведения. Перспектива развития мысли-действия, кинолента видений. Основные события произведения. Событийный ряд. Выделение в событийном ряде главного события. Поиск задач в каждом событии. Создание речевой характеристики каждого персонажа. Определение сюжета произведения, изучение структуры сюжета. Вскрытие подтекста в каждом событии. Кинолента видений. Работа над внутренним монологом.
Практика: анализа произведения. Репетиционный процесс.
Требования к уровню подготовки: Знать критерии анализа произведения, находить тему и идею произведения, событийную структуру. Иметь представление о понятии «кинолента видений». Уметь самостоятельно работать над перспективой мысли-действия.
Тема 3.4 Слово в стихотворном спектакле.
Особенности стихотворной драматургии, синтез драматургического действия и стиха. Чрезвычайность предлагаемых обстоятельств, событий, неординарность характеров в ритмически организованной форме. Выразительные средства стихотворного спектакля. Слово - главный носитель сценического действия. Особенности стихотворной драматургии. Овладение логической перспективой. Вскрытие подтекста. Темпо - ритмическое решение произведений. Определение эмоциональных ударений. Перспектива развития мысли-действия. Работа над текстом по эпизодам, кускам. Выделение основных событий текста. Работа над прямой речью в тексте.
Практика: Репетиционный процесс.
Требования к уровню подготовки: Использовать на занятиях основы «Системы» (т.е. избрав путь по линии мысли и видений… «Не читать, а действовать ради какого-то объекта, ради какой-то цели»). Видения рисовать по эпизодам, эпизоды делить на составные словесные действия.
Тема 3.5 Творческий акт исполнения.
Понятие мышечной свободы. Определение объектов общения. Исполнительская активность и действенность. Психофизическая собранность. Образ автора - поэта.
Практика: Публичное выступление.
Требования к уровню подготовки:
Уметь самостоятельно работать над перспективой мысли - действия. Осознавать значимость сценического действия.
Тема 3.6 Анализ выступления.
Критерии оценки выступления учащихся. Расширение круга оценочных вопросов: стихотворная форма и органическая жизнь, действенность слова в стихе, образ автора, мизансцены и перспективы, общение с аудиторией.
Практика: Круглый стол. Обсуждение выступлений одноклассников.
Требования к уровню подготовки:
Знать критерии оценки выступления учащихся. Способность апеллировать такими понятиями как: стихотворная форма и органическая жизнь, действенность слова в стихе, образ автора, мизансцены и перспективы, общение с аудиторией.
Список произведений для репертуара обучающихся:
1-3 год обучения
Русские народные сказки из собрания А. Афанасьева.
Пословицы, поговорки, загадки.
Сказки народов мира.
Русские былины.
Легенды и мифы Древней Греции (Под ред. Н. Куна).
Гомер. Одиссея, Илиада.
Эзоп. Жизнеописание. Басни.
Басни Бабрия, Ш. Лафонтена, В. Тредиаковского, И. Крылова, С. Михалкова, Ф. Кривина.
Братья Гримм. Сказки.
В. Гауф. Сказки.
Ш. Перро. Сказки.
Г.-Х. Андерсен. Сказки.
А. С. Пушкин. Сказки. Поэзия. «Песнь о вещем Олеге».
М. Ю. Лермонтов. Поэзия. Ашик-Кериб. Песня про купца Калашникова.
Л. Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность.
С. Аксаков. Детские годы Багрова-внука.
Н. Гарин-Михайловский. Детство Темы.
А. Н. Толстой. Детство Никиты.
П. Бажов. Малахитовая шкатулка.
Л. Чарская. Рассказы для детей.
К. Паустовский. Стальное колечко.
Ю. Олеша. Три толстяка.
А. Волков. Волшебник изумрудного города.
Э. Успенский. Чебурашка.
Н. Носов. Незнайка и его друзья.
Поэзия С. Маршака, В. Берестова, А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского, Д. Хармса, Ю. Мориц, Л. Квитко, В. Дриза, Г. Сапгира, А. Кушнера, Г. Остера.
А. Милн. Винни-Пух и все, все, все.
А. Толстой. Золотой ключик, или Приключе¬ния Буратино.
Дж. Свифт. Приключения Гулливера.
Р.-Э. Распе. Барон Мюнхгаузен.
Р. Киплинг. Маугли. Сказки, поэзия.
Ф. Бернет. Приключения маленького лорда Фаунтлероя.
Д. Барри. Питер Пэн.
М. Твен. Принц и нищий. Приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна.
А. Сент-Экзюпери. Маленький принц.
М. Додж. Серебряные коньки.
Ч. Диккенс. Рождественские рассказы.
В. Каверин. Два капитана.
В. Драгунский. Денискины рассказы.
Л. Кассиль. Дорогие мои мальчишки. Кон¬дуит и Швамбрания.
А. Гайдар. Повести и рассказы.
В. Катаев. Белеет парус одинокий.
Поэзия Великой Отечественной войны.
Б. Шергин. Поморские были.
Б. Житков. Что бывало. Рассказы.
А. Грин. Алые паруса. Рассказы.
Ф. Искандер. Дерево детства.
Список произведений для репертуара обучающихся
4-5 год обучения
Повесть временных лет.
Новгородские былины.
Завещание Владимира Мономаха.
Калевала.
Махабхарата. Рамаяна.
Старшая Эдда. Младшая Эдда. Исландские саги.
Песнь о Нибелунгах.
Песнь о Роланде.
Песнь о моем Сиде.
А. С. Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Повести Белкина. Пиковая
дама.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени.
Н. В. Гоголь. Мёртвые души. Петербургские повести. Шинель. Вечера
на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба
Поэзия М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, В. А.
Жуковского, Н. А. Некрасова, А .М. Жемчужникова, Ф. И.Тютчева, А.
А. Фета, Е. А. Баратынского.
М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Сказки. Господа
Головлёвы.
И. С. Тургенев. Ася. Отцы и дети. Записки охотника.
Н. С. Лесков. Левша. Тупейный художник.
Л. Н. Толстой. Хаджи Мурат. Война и мир.
М. Горький. Песня о Соколе. Челкаш. Дед Архип и Ленька. Сказки об
Италии.
Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот.
А. П. Чехов. Рассказы.
И. А. Бунин. Рассказы. Жизнь Арсеньева.
М. Булгаков. Белая гвардия.
А. Аверченко. Юмористические рассказы.
М. Зощенко. Юмористические рассказы.
Н. Тэффи. Юмористические рассказы.
Поэзия Серебряного века. В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, М. И.
Цветаева, О. Э. Мандельштам, А. Белый, А. А. Ахматова, В. Ф.
Ходасевич, Д. С. Мережковский.
Поэзия А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского.
И. С. Шмелев. Лето Господне.
В. М. Шукшин Рассказы.
Прозаические произведения о Великой Отечественной войне Б.
Горбатова, Э. Казакевича, А. Бека, В. Некрасова, В. Быкова, Ю.
Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, К. Воробьёва, В.
Васильева.
А. Т. Твардовский. Василий Тёркин. За далью даль.
В. Г. Распутин. Последний срок. Прощание с Матёрой. Живи и
помни.
А. Дюма. Три мушкетера.
В. Скотт. Айвенго.
Э.-Т.-А. Гофман. Золотой горшок. Кавалер Глюк.
Дж. Г. Байрон. Стихотворения. Корсар.
В. Гюго. Отверженные. Собор Парижской богоматери.
Список литературы для учащихся:
1.Бойко А. П. Занимательная логика: Задачи и упражнения. -Л. Спектр, 1994
2. Лихачев Д.С. Учиться говорить и писать // Земля родная: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1983
3. Муравьев В. Л. От дыхания к голосу: Работа над речевым дыханием актера. - Л., 1982
4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа, 1993.
5. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? - М.: Просвещение, 1988
6. Поварнин С. И. Как читать книги. - М.: Книга, 1974
7. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. -М.: Высшая школа, 1989
8.. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. - М.: Просвещение, 1976
Список литературы для учителя:
1 год обучения
1.Васильев Ю.A. "Голосовой тренинг. Учебное пособие", СПб.,1996г.
2.Вербоев А.М., Егоров A.M. "Гигиена голоса и его физиологические основы", М.,1990г.
3.Галендеев В.Н. "Учение К.С.Станиславского о сценическом слове" Л., 1999г.
4.Савкова З. В, "Техника звучащего слова. Учебное пособие", СПб., 2001г.
5.Головин Б.Н. "Основы культуры речи" М., Высшая школа, 2001г.
6.Сопер П.Б "Основы искусства речи", М., Прогресс, 1999г.
2 год обучения
1.Васильев Ю.А, Куцинин А.Н. "Начальные этапы голосового тренинга" Л., 1998г.
2.Головин Б.Н. "Основы культуры речи", М., Высшая школа, 2001г.
3.Савкова З.В. "Техника звучащего слова. Учебное пособие", СПб., 2001г.
4.Шенберг В. А. "Риторика", СПб., ГИЗА, 1999г.
3 год обучения
1.Вербовая Н., Головина О., Урнова В, "Искусство речи". М., Искусство, 1999г.
2."Развитие речи учащихся 4-7 классов на уроках литературы и во внеклассной работе", под ред. Коровиной В.Я., М., 2002г.
3."Сценическая педагогика", Вып. №3, Л., 1988г.
4."Теория и практика сценической речи", Вып. №2 ,СПб., 2000г.
5.Шерберг В.А., Савкова З.В, "Риторика", СПб., ГИЗА, 1999г.
6.Чехов М. "Литературное наследие", в 2-х томах, т 2, М., 1999г.
4 год обучения
1. Галендеев В.Н. "Учение К. С. Станиславского о сценическом слове" Л., 1989г.
2. Савкова З.B. "Техника звучащего слова. Учебное пособие", СПб., 2001
3. Сопер Д. "Основы искусства речи", М., Прогресс, 1992
"Теория и практика сценической речи", Вып.№2, СПб.2000г.
4.Вербов A.M. Егоров A.M. "Гигиена голоса и его физиологические основы" М., 2001г.
5. Шенберг В, А, Савкова З.В. "Риторика" ,СПб., ГИЗА, 1999 6.Васильев Ю.А, "Голосовой тренинг. Учебное пособие", СПб., 1996г.
5 год обучения
-
"Культура сценической речи", М.,ВТО, 1989г.
-
Моргунов Б. Г. "Проблемы звучащей речи", М., Сов. Россия, 1990г.
-
Попов А.Д. "'Творческое наследие. Работа над спектаклем"
Избранные письма" М., 2002г.
-
Смоленский Я.М. "Читатель. Чтец. Актёр" M., Сов. Россия, 2000г.
-
Савкова З.В. "Техника звучащего слова. Учебное пособие", СПб.
2001
Оборудование, приборы и программные средства
Для реализации программы необходима классная комната с партами или столами, с наличием стульев для детей в расчете на каждого обучающего. Необходима звуковоспроизводящая аппаратура для прослушивания образцов чтения мастеров художественного слова. В репетиционном процессе необходима сцена или площадка.