7


  • Учителю
  • Методическая разработка «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»

Методическая разработка «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»

Василенко В.А.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества № 4», г.Новокузнецк



Введение

Развитие коммуникативных способностей - одна из главных задач воспитания ребенка. «Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обшестве людей», - отмечал Л.С.Выготский. Умение человека строить свои взаимоотношения с окружающими переоценить трудно. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к заниженной самооценке, робости, замкнутости. Зачастую неумение детей общаться приводит к конфликтам и как следсвие этого - эмоциональной неустойчивости, агрессивности. Эмоциональное состояние ребенка, в свою очередь, является условием развития его личности. Таким образом, коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребенка, а также фактором развития личности в целом.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка происходит в дошкольном периоде и младшем школьном возрасте. Именно в этот период он получает первый опыт общения, котороый во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Вопросами формирования коммуникативных навыков в эти возрастные периоды много внимания уделяли такие ученые как Л.С.Выготский, Д.Е.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец и другие. Их исследования показвают, что большая часть детей (65%), приходя в дошкольные учреждения или первый класс, умеет задавать вопросы и отвечать на них, при этом они не владеют достаточным количеством речевых оборотов для установления контакта, испытывают затруднения при общении. У детей недостаточно сформировано умение завершать диалог. Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психо­логов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ре­бенка в школе у 67 - 69% первоклассников возникают страхи, срывы, затормо­женность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто от­сутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, сня­тия зажатости, обучения чувственному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

Подводя итоги вышеизложенному, следует говорить о необходимости проведения целенаправленной и систематической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников и младших школьников.

Коммуникативные навыки включают в себя:

- желание вступать в контакт;

- умение организовать общение;

- знание норм и правил общения.

Эти навыки у детей формируются в процессе совместной деятельности: игровой и творческой. Игра представляет собой наиболее эффективный и доступный способ формирования коммуникативных навыков ребенка. В игре дети учаться общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и приобретают следующие навыки:

- активно вступать в диалог;

- слушать и понимать речь;

- строить общение с учетом ситуации;

- легко входить в контакт;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- пользоваться формами речевого этикета;

- регулировать свое поведение в соотвествии с нормами и правилами.

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. Комплекс различных игр, в том числе и театральная игра, помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников. Развитию коммуникативных навыков способствует также и творческая деятельность, в процессе которой обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и способностям. При этом взрослый для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребенка. Таким образом, можно прийти к выводу, что полученные коммуникативные навыки дети смогут применять в будущем в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей социализации.

Современные требования к организации педагогического процесса в начальной школе связаны с акцентированием внимания на формировании универсальных учебных действиях, успешность становления которых во многом предопределяется наличием коммуникативных способностей. В ситуации терминологической неопределенности многих понятий следует уточнить существенные характеристики данного феномена в контексте проводимой работы. Традиционно коммуникативные способности рассматривают как совокупность действий, операций обеспечивающих успешность общения, которое необходимо для установления межличностного взаимодействия.

Основное содержание

Эффективность процесса обучения детей младшего школьного возраста во многом предопределяется сформированность коммуникативных навыков, открытостью к социальным контактам, бесконфликтностью поведения, становлению которых способствует правомерный выбор деятельности, обеспечивающий непроизвольное эмоционально-позитивное освоение социокультурных ценностей. В качестве такого вида деятельности в опыте моей работе использована театрализованная игра.

Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения полезны всем детям. Специфика театрализованной игры, по мнению Д.В. Менджерицкой, состоит в том, что она основана на драматизации литературных произведений (или собственных инсценировок), приспособленных для исполнения на сцене. В театрализованной игре сюжет, план игры, образ героя, его основные черты, действия, переживания, условия в которых он живет, во многом предопределены содержанием произведения, подчинены правилу, отражающему логику отношений и взаимодействий объектов окружающей среды. Однако это не исключает проявления детского творчества, способов реализации ролей нет, действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо создать и воплотить в движениях, жестах, интонации, мимике. Ребенок сам выбирает выразительные средства, определяет особенности передачи художественного образа.

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в чело­веческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания под­растающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможно­сти нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Театрализованные игры являются важнейшим компанентом нравственного, эстетического, умственного воспитания, способствуют обогащению социального опыта и мотивационно-потребностной сферы личности.

Через отождествление с героями художественных произведений, участвуя в театрализованных играх, дети познают красоту человеческих отношений, получают чувство радости, эстетическое наслаждение, учатся управлять своими чувствами и поведением. Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность. В результате ребенок познает мир и выражает свое отношение к происходящему.

На занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «Театральное искусство», используя театрализованную игру, как средство формирования коммуникативных способностей, мы решаем ряд задач, способствующих становлению когнитивной, поведенческой и эмоциональной сферы.

Когнитивная сфера:

Обогащать представление детей о ценностях разных видов социальной культуры (нравственно-эстетической, народной, гендерной);

- значимости безконфликтных, толерантных отношений;

- зависимости внутреннего состояния человека от характера его взаимоотношений с другими людьми и влияние личностных качеств человека на особенности поведения в различных ситуациях;

- зависимости оценок, даваемых поступкам человека и характеру его взаимоотношений с другими людьми, многообразие вариантов восприятия действительности, праве других людей на собственное «иное» восприятие окружающего мира;

- невозможности установления отношений со сверстниками без принятия, понимания толерантного отношения к особенностям партнера по общению.

Поведенческая сфера:

Обучать способам, способствующим развитию умений, формированию навыков;

- опыта социальной перцепции, предвосхищения возможности развития ситуации взаимодействия с другими людьми, принимая мотивы поведения сверстников;

- распознания, понимания причин возникновения и адекватного реагирования на ситуации неблагополучия и эмоциональные состояния, переживаемые сверстниками;

- проявления толерантного отношения к личностным особенностям сверстников; взаимодействия со сверстниками (выполнять совместные задания, договариваться, распределять обязанности, согласовывать собственные действия с партнером по общению);

- проявление доброжелательности, установление отношений доверия; оказания поддержки и помощи сверстникам, оказавшимся в ситуации неблагополучия;

- проявление в ситуациях взаимодействия со сверстниками, при решении коллизийных ситуаций, восприятии окружающего мира нестереотипного, творческого мышления, воображения;

- нравственного оценивания и выражения отношения к литературным героям и сверстникам;

- осознание значимости индивидуального вклада каждого ребенка в достижение общего результата.

Эмоциональная сфера:

Способствовать проявлению интереса к межличностным отношениям литературных героев и сверстников (их желания, потребности, увлечения и поступки);

- содействовать формированию потребности и положительного отношения к проявлению заботы, оказания помощи и поддержки сверстникам в процессе разучивания ролей, изготовления театральных декораций, костюмов, атрибутов;

- актуализировать и поддерживать проявление симпатии, привязанности детей друг к другу, радости от успешного выступления.

В формировании коммуникативных способностей детей я ориентируюсь на методику поэтапного руководства (Е.А.Конышевой).

На подготовительном этапе я осуществляю подбор литературных произведений, имеющих нравственную направленность, доступных для понимания детей, с учетом того, что сюжет должен быть насыщен действиями и богат диалогами, где ярко выражено противостояние добра и зла.

На этом этапе основное внимание уделяется анализу литературного произведения с целью определения общих ориентиров детей в оценке основных героев, обращения к личному опыту, постановке себя на место будущих игровых персонажей. В данном случае я исхожу из того, что обсуждение поступков героев способствует формированию рефлексии, эмоциональной индефикации, позволяющей осознать многовариативность человеческих отношений с нравственными идеалами.

Обучающий этап проводится по ряду направлений: распределение ролей, озвучивание готовых диалогов, импровизация на заданную тему; подготовка постановочных декораций, изготовление реквизита. Эта работа обеспечивает формирование социальных ориентаций у детей, умение договариваться о предстоящей совместной деятельности и «безобидно» распределить роли, работать над этюдами и спектаклем, варьировать средствами выразительности в передаче образа, что тесно связано с формированием коммуникативных способностей, кроме того совместная работа (изготовление реквизита, декораций, работа над спектаклем и т.д.) способствует становлению способов межличностного взаимодействия, проявлению интереса к уникальным художественным возможностям друг друга. Коллективное обсуждение эскизов костюмов, оформление афиш, пригласительных билетов побуждает к необходимости учитиывать разные мнения, считаться с собеседником в ходе реализации общей цели - подготовки к спектаклю.

На этом этапе используются разные методы и формы организации детей: разыгрывание упражнений и этюдов по темам, по сюжету, разыгрывание этюдов, придуманных самими детьми, повторное чтение сказки, пересказ.

Третий и четвертый этапы связаны с инсценированием литературного текста и его дальнейшей творческой отработкой. Особое внимание на этом этапе уделяется решению задач, связанных с формированием положительного отношения к проявлению заботы, оказанию помощи и поддержки сверстникам, проявлению симпатии, привязанности детей друг к другу, радости от успешного выступления; с развитием нестереотипного творечсокго мышления, воображения, нравственного оценивания и выражения отношения к литературным героям и сверстникам, осознание значимого индивидуального вклада каждого ребенка в достижение общего результата, управления собственным телом, средствами передачи экспрессии.

Для развития коммуникативных качеств личности и формирования детского коллектива в работе применяю тренинги общения, экскурсии, праздники, спектакли.

Тренинги

Запомни фотографию

Цель: Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположения группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

Рисунок на спине

Описание упражнения.

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет её. Затем эта же картинка рисуется пальцами на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунко дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали на листах бумаги и показвают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение.

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в перовм т во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Пазлы

Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.

Описание упражнения.

Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение.

Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоброт, мешало выполнению задания.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что за время работы в коллективе сложились определенные правила общения:

- будь доброжелательным, улыбайся;

- проявляй искренний интерес к людям;

- научись видеть и ценить достоинства других людей;

- стремись иметь свое мнение, но и проявляй уважение к мнению другого;

- прежде чем кого-то за что-то осудить, постарайся его понять;

- относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

В результате работы по дополнительной общеразвивающей программе «Театральное искусство» дети стали более открытыми в общении, уверенными в межличностном взаимодействии, менее конфликтными, зажатыми. В результате общей работы укрепились дружеские связи между ними, устанавились доверительные толерантные отношения друг с другом, обогатилась палитра способов передачи эмоциональных состояний и разрешения коллизийных ситуаций. Человек, владеющий коллизийными способностями, более успешен в учебной деятельности и освоении универсальных учебных действий.

Cписок литературы

  1. Конышева Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: дис… канд.пед.наук. - Пермь, 2006, - 199с.

  2. Менджерицкая Д.Б. Развитие детского творчества и игрового замысла // Воспитание детей в игре / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1983г.

  3. Никитина А.В. Театрализованная игра как фактор развития социального опыта : дис… канд.пед.наук. - СПб., 2004, - 224с.

  4. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240с.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал